Озон - нет поводов для радости

Ozon конечно удивительный ритейлер. Более 20 лет работы в режиме “рост любой ценой” так и не привели к какой-либо прибыли. Учитывая что конкуренция с годами становится все более ожесточённая, вкладываться в такое было просто страшно, а потому акции Озона пролетели мимо нашего портфеля.

Но время идет, и может ситуация поменялась? Давайте взглянем на свежий отчет за второй квартал и постараемся объективно оценить прогресс компании с нашего предыдущего разбора (доступен здесь).

Начнём с самого важного - роста или показателя GMV (Gross Merchandise Value - суммарная стоимость всех товаров или услуг, которые были проданы на маркетплейсе сторонними продавцами). GMV Ozon подрос на 94% г-к-г, до 89 млрд рублей,  что даже лучше прогнозов аналитиков в 81-84%. Ozon растет куда бодрее рынка (+58% за весь 2020 год), те удачно отжимает продажи у мелких конкурентов. По прогнозам компании, за весь 2021 год GMV составит 415 млрд рублей или в 10 раз больше чем 3 года назад. Однако, важно отметить, что 94% это уже значительно медленнее, чем раньше. Удваиваться каждый год становиться все сложнее.

Рост GMV произошел на фоне увеличения количества заказов на 180% и увеличения клиентской базы на 80%. При этом увеличилась активность покупателей — среднее количество заказов в год выросло на 40% и достигло 6.6, что означает растущую популярность платформы.

ozon-1.jpg

Выручка Ozon во 2 квартале выросла на 53% год к году и составила 37 млрд рублей. Отдельно отметим, что в основном растёт выручка от сегмента услуг. Все больше компаний используют маркетплейс Ozon для размещения своих товаров, что не может не радовать. Впрочем, это медленее, чем раньше, да и некоторые конкуренты, вроде Яндекс.Маркет, растут даже быстрее.

ozon-2.jpg

А теперь перейдём к грустному. Расходы растут даже быстрее выручки. + 53% к выручки и + 81.6% к операционным расходам. Растут почти все статьи расходов. Компания все больше вкладывает в рост через обширные инвестиции в рекламу, новые распределительные центры и найм с обучением персонала. Вроде логично, но только странно, что эти расходы растут линейно, а порой и быстрее выручки, занимая все больший процент GMV. К слову, административные расходы и вовсе подорожали на 177%. В итоге Озон явно не экономит, а эффект масштаба пока особо не наблюдается.

ozon-3.jpgЛогичным итогом роста расходов стало падение EBITDA. Скорректированная EBITDA составила минус 9.1 млрд, тогда как во втором квартале 2020 года показатель был на уровне минус 1.8 млрд. С каждым кварталом все хуже и хуже.

ozon-4.jpg

На десерт увеличились расходы на обслуживания долга (компания активно берет кредиты) и курсовая разница сыграла против компании. В результате компания получает огромные убытки в 15.2 млрд рублей против 3.3 млрд год назад, отрицательный рост в 5 раз!

 

Итого квартал получился слабеньким, а перспективы выхода в прибыль стали пожалуй ещё дальше чем раньше.

В прибыли и заключается главная проблема для инвестиций в Озон. Как заявляет сам менеджмент компании, сейчас главное — рост, а прибыль мы увидим как-нибудь потом.

Однако, если первая часть плана “открыть мульен точек выдачи товаров и задемпинговать конкурентов” идет вполне неплохо, то со второй частью “снизить расходы, поднять цены и выйти в прибыль” дела идут не столь радужно.

Пока что оставшихся 122.8 млрд рублей хватит на ближайшие несколько лет, а вот дальше возникают вопросы. Рассчитывать что конкуренты вымрут сложновато. Продолжать в том же духе? Через пару лет кончатся деньги и привет доп эмиссия. Повышать цены и резать расходы? Снизится скорость роста и не факт, что прибыль обрадует инвесторов. Все видели, что случилось с Wish в последнее время. Лично я не вижу ситуации, где Ozon сможет одновременно сохранить высокую скорость роста и при этом быть прибыльным в ближайшие годы.  

При всем этом компанию трудно назвать дешевой. Учитывая капитализацию в 770 млрд рублей, P/S к концу 2021 будет около 4.5, а кап/GMV примерно 1.9, что примерно на уровне конкурентов. Таким образом особой маржи безопасности тут нет.

В итоге Ozon — интересная компания, возможно даже успешная в будущем. Однако цена акций в 3700 рублей уже содержит в себе серьёзные ожидания роста, что оставляет мало места для манёвра. А потому серьёзного апсайда мы здесь не видим и брать такие риски себе в портфель мы все ещё не очень хотели бы.

Больше информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.

20:02
2271
+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!