Вход — рубль, выход — два: как приостановить соглашение ОПЕК+, не обрушив цены

Добрый день,yahoo

 

Сегодня опять напишу о кормилице, о нефти.glass 

Только вчера написала о юморе от Минэнерго, но сегодня опять холодный душ от 2 источников из нефтедобывающей индустрии РФ. Оказывается, в "кустах" Россия нарастила добычу, хотя это еще все и в рамках соглашения. crazy

(Reuters) - Russian oil production rose to 11.15 million barrels per day (bpd) in June from 11.11 million bpd in May, two industry sources told Reuters on Monday, but it still adhered to output levels agreed by Moscow under a global supply deal.

Примечательно, что до этого появился вброс от источника ОПЕК, что ОПЕК+ может утвердить бессрочную хартию ОПЕК+ на заседании 2 июля. При этом разумнее было начинать думать, как выйти из этой сделки максимально безболезненно.

По этому поводу мне понравилась одна статья от Forbes:

"У картеля и присоединившихся к нему стран есть не более полутора лет для выхода из сделки — до того момента, как США за счет строительства нефтяной инфраструктуры начнут резко наращивать экспорт, что обессмыслит политику сокращения добычи

Соглашение ОПЕК+, продление которого вскоре обсудят в Вене члены картеля и присоединившиеся к нему страны, с момента своего первого подписания превратилось в New Normal нефтяного рынка. Будучи вынужденной, но постоянной мерой, сокращение нефтедобычи стало своего рода якорем для нефтяных цен, которые с декабря 2016 года в среднемесячном выражении не опускались ниже $45 за баррель, хотя еще в начале 2016-го они уходили на уровень ниже $30.

К успеху договоренностей во многом привела высокая дисциплина среди участников, наращивавших добычу в преддверии месяцев, которые были взяты за точку отсчета при ее дальнейшем сокращении: за полгода до наступления октября 2016 года страны ОПЕК увеличили добычу на 1,2 млн баррелей в сутки (с 32,4 млн до 33,6 млн б/с, согласно вторичным данным картеля), а с апреля по октябрь 2018-го — ровно на 1 млн б/с (с 31,9 млн до 32,9 млн б/с). На повышение котировок сыграло и ускорение роста мировой экономики (с 3,4% в 2016 году до 3,8% в 2017-м и 3,6% в 2018-м, по данным МВФ), которое за три последних полных года привело к более чем 3%-ому увеличению глобального нефтяного спроса — с 96,7 млн до 99,8 млн б/с, согласно оценке BP. Подспорьем для цен стали также антииранские санкции США и проблемы венесуэльской нефтяной отрасли, из-за которых суммарные морские поставки Ирана и Венесуэлы с мая 2018 года по май 2019-го снизились в три раза — с 3,6 млн до 1,2 млн б/с, по данным Refinitiv.

 

Распадающийся ценовой консенсус

Однако сложившийся за два с лишним года консенсус теперь под угрозой. В первую очередь, из-за резкого роста нефтедобычи в США, с декабря 2016 года, момента заключения первой сделки ОПЕК+, увеличившейся на треть — с 8,78 млн до 11,91 млн б/с, как следует из мартовских данных американского Управления энергетической информации (EIA). Это позволило США за тот же период более чем пятикратно увеличить экспорт сырья (с 468 000 до 2,68 млн б/с, согласно данным EIA), даже несмотря на инфраструктурные ограничения — нехватку трубопроводных мощностей для поставок с месторождений Пермианского бассейна (крупнейшего в Америке региона сланцевой добычи) к портам Мексиканского залива, где большинство терминалов приспособлены под импорт, а не экспорт нефти. Единственным значимым исключением пока остается нефтеналивной порт в Луизиане, который в прошлом году был переоборудован под отгрузку нефти на танкеры, способные единовременно транспортировать около 2 млн баррелей нефти. В ближайшие годы экспортная реконфигурация также ждет по крайней мере два крупных техасских порта — Корпус-Кристи, где построить терминал собирается известный международный трейдер Trafigura, и Фрипорт, в акватории которого аналогичный проект намерена реализовать Enterprise Products Partners, одна из ведущих американских компаний в сфере транспортировки и хранения углеводородов.

Наряду с другими представителями сегмента Midstream (All American Pipeline, Phillips 66, Jupiter), Enterprise Products Partners участвует также в строительстве трубопроводов, которые, согласно подсчетам Bloomberg, к концу следующего года должны будут увеличить на 4 млн б/с мощности по транспортировке нефти из Пермианского бассейна до побережья Мексиканского залива. Тем самым будут расшиты узкие места американского нефтяного экспорта, который на горизонте пяти лет может вплотную приблизиться к уровню Саудовской Аравии и России (7,4 млн и 5,5 млн б/с, согласно данным BP за 2018 год).

Это неизбежно окажет давление на цены, которые сейчас в большей степени подвержены угрозе замедления мировой экономики под воздействием торговых войн. Вовсе не случайно Международный валютный фонд в январе понизил прогноз прироста глобального ВВП на 2019 год с 3,7% до 3,6%, а в апреле — до 3,3%. На торможение указывают и значения индекса Global Manufacturing PMI, характеризующего уровень деловой активности в обрабатывающих отраслях крупнейших экономик мира, который в мае впервые с октября 2012 года опустился ниже отметки в 50 пунктов (49,8), свидетельствующей о промышленной рецессии. При этом в сфере услуг глобальный индекс PMI достиг в прошлом месяце почти трехлетнего минимума (51,6).

На этом фоне все более пессимистичными становятся оценки перспектив мирового спроса на нефть: если в апреле Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозировало, что в 2019 году глобальный спрос увеличится на 1,4 млн б/с, то в мае оно понизило свой прогноз до 1,3 млн б/с, а в июне — до 1,2 млн б/с. Поддержать в этой ситуации котировки не может продолжающееся падение иранского экспорта и венесуэльской добычи, в мае опустившихся существенно ниже отметки в 1 млн б/с (до 0,32 млн и 0,74 млн б/с соответственно, согласно подсчетам Refinitiv и вторичным данным ОПЕК), а потому уже не являющихся весомым фактором для нефтяного рынка.

Серьезным подспорьем вряд ли послужит и не до конца урегулированный конфликт вокруг зараженной нефти в системе «Транснефти», под воздействием которого Россия в мае впервые перевыполнила декабрьскую сделку ОПЕК+, сократив добычу более чем на 300 000 б/с вместо запланированных 230 000 (до 11,11 млн б/с против 11,42 млн в октябре 2018 года, по данным Минэнерго и Refinitiv). С решением транспортных проблем российские компании наверняка начнут наращивать добычу, тем более что в июне «Роснефть» поставила под сомнение целесообразность продления сделки ОПЕК+, «Газпром нефть» выступила за пересмотр квот среди ее участников, а «Лукойл» призывал к такому шагу еще в прошлом году.

Новые 1980-е нефтяного рынка

Причина тому — угроза потери доли на мировом рынке, с которой уже столкнулись страны ОПЕК: за 2016-2018 годы их доля в мировой добыче нефти и жидких углеводородов (ЖУ) снизилась почти на два процентных пункта (с 43,3% до 41,5%, как следует из данных BP), тогда как доля США, наоборот, выросла почти на три (с 13,4% до 16,2%). Учитывая прогноз МЭА, согласно которому добыча нефти и жидких углеводородов в США по итогам 2021 года увеличится более чем на 20% в сравнении с 2018-м (с 15,5 млн до 18,8 млн б/с), частично может повториться сценарий 1981-1985 годов, когда из-за усилий Саудовской Аравии по поддержанию цен ее доля на глобальном рынке снизилась с 17,2% до 6,3%, в то время как доля не входящих в ОПЕК стран увеличилась с 62,9% до 72%. На фоне постепенного снижения котировок Brent, сократившихся за тот же период c $56,2 до $45,8 за баррель (в долларах 2010 года, согласно данным Всемирного банка), это лишило целесообразности сокращение добычи, из-за чего саудовцы в сентябре 1985-го объявили о ее наращивании. В результате уже в 1986-м среднегодовая стоимость барреля Brent упала в два раза — до отметки в $21,5, в диапазоне которой цены оставались вплоть до 2000 года.

Сегодня, как и в первой половине 1980-х, риск «пережать» с сокращением добычи без лишних на то коммерческих оснований сопряжен с еще большей опасностью одномоментного выхода из сделки, который неизбежно будет воспринят рынком как сигнал к распродаже сырьевых фьючерсов. Это и есть та Сцилла и Харибда, пройти между которыми нужно странам ОПЕК+. В противном случае приостановка соглашений, которая рано или поздно состоится, перечеркнет всю выгоду от поддержания цен.

Удастся ли участникам сделки проскочить через угольное ушко? Это зависит от того, в какие сроки США превратятся в крупного экспортера нефти, а американо-иранский конфликт примет вооруженные формы. Рубежной точкой, возможно, станет 2021 год, к началу которого не только будут сняты инфраструктурные ограничения на пути американского нефтяного экспорта, но и подойдет к концу первый президентский срок Дональда Трампа, который до выборов вряд ли рискнет начать военную кампанию из-за угрозы потерять ядерный электорат, разделяющий принцип: «Америка возвращается домой».

В этой связи в ближайшие полтора года у стран ОПЕК+ будут оставаться пусть исчезающие, но все-таки возможности для балансировки рынка. После 2021 года политика сокращения добычи, по всей видимости, потеряет смысл: цены если и будет что-то поддерживать, то только геополитическая неопределенность, которая перманентной быть не может. Поэтому картелю уже сейчас нужно готовить почву для выхода из сделки, иначе потом будет слишком поздно."

 

Всем удачи!drink

luck7.gif

18:18
7433
+11
18:21
+3
Да нам пора приспосабливать экономику к более низким ценам на нефть… У этого есть свои плюсы
18:29
+1
Я тоже ратую за это 2 руками. Но на «верхах» пока действует принцип «примат политики над экономикой». crazy
19:17
+5
Пишите. Вы- хороший автор. Не обращайте внимание на критиков, которые вас сравнивают с сочинским балаболом, это издержки публичности…
19:40 (отредактировано)
+3
баба Зина,

спасибо большое. rose

я заметила интересную закономерность, когда мои рассуждения в постах становятся далеко неоднозначными и могут стать поводами для дискуссий (плюс ко всему я оформляю свои посты довольно необычным образом), то появляются как черти из табакерки «санитары» форума, обвиняя меня в грехах блоггеров, иногда вместе взятых. crazy
Бывает, конечно, что они имеют под собой основания, но чаще они беспочвенны и являются, как Вы уже заметили, издержками публичности. drink
Понимание этого и является «прививкой» (защитным барьером) от подобных инсинуаций, что позволяет также не обижаться на «чистильщиков», играющих цензоров. yahoo
20:32
+2
Подписываюсь, под каждым словом. Очень зрелая мысль. ok
20:51
orbit,

спасибо за понимание. drink
22:02 (отредактировано)
+1
Ну вот, фундаментальные данные об излишке нефти на рынке начинают охлаждать пыл спекулянтов. Как я уже ранее писала, несмотря на продление сделки, излишек нефти с рынка можно убрать через доп. сокращение добычи. Но пока речь об этом не шла на заседании ОПЕК+. И похоже, члены ОПЕК+ пока не собираются этого делать. glass
23:26
+1
На недельках Brent (сентябрьский контракт), похоже, формируется ГиП.
Здесь на форуме мне сообщили, что наблюдение за подобными фигурами-это пустая трата времени. laugh

Тем не менее посмотрим, отработает ли эта фигура.
23:36
+2
Спасибо за посты. Интересно, грамотно и наглядно. Разительное отличие от «сочинского видеоблогера». Удачи и спасибо.
23:51
+2
Dmitry Dorokhin,

благодарю сердечно. angel
00:41 (отредактировано)
+1
Cложный ребус
Много нестабильных моментов (типа «если»)…
При расширении спроса (роста экономик мира), США могут спокойно наращивать свой экспорт нефти не меняя доли рынка (это все условности).
Война — конечно возможна… Но в таком варианте — скорее всего упадет потребление нефти и торговые цепочки «тормознуться»…

В общем и целом Крокодил больше длинный, чем зеленый....

почитать интересно

на мое скромное мнение, ответы нужно искать не в прошлом, а в векторе развития будущего (куда идем?). Мир уже давно изменился. Применение нефти так же меняется… Вводные условия «прошлых» событий не совпадают с «сегодняшними» вводными условиями. От этого и не вижу смысла искать в прошлом ответов на графиках, уровнях, моментах…
Жизнь меняется.

Ценность этой информации в другом. Можно задать вопрос: Почему Mексиканский залив?

И добавить к этому вопросу недавнее расширение Панамского канала

… К 2016 году канал был модернизирован и стал пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократило время доставки венесуэльской нефти в Китай. Как раз к этому времени Венесуэла обещала увеличить поставки нефти в Китай до 1 млн баррелей в сутки.

В ходе реконструкции были проведены дноуглубительные работы и построены новые, более широкие шлюзы. В результате к 2016 году через Панамский канал смогли проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возросла до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот — до 600 млн PCUMS. Реконструкция обошлась в $5,25 млрд. Благодаря ей к 2017 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала, а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд

smile Совпадения? Не думаю.

Пока все ждут «армагедона» — меняется вся схема торговых цепочек…
И явно не в пользу стагнации рынков…

Вот где ценность из всего здесь написанного текста:
… Единственным значимым исключением пока остается нефтеналивной порт в Луизиане, который в прошлом году был переоборудован под отгрузку нефти на танкеры, способные единовременно транспортировать около 2 млн баррелей нефти. В ближайшие годы экспортная реконфигурация также ждет по крайней мере два крупных техасских порта — Корпус-Кристи, где построить терминал собирается известный международный трейдер Trafigura, и Фрипорт, в акватории которого аналогичный проект намерена реализовать Enterprise Products Partners, одна из ведущих американских компаний в сфере транспортировки и хранения углеводородов.

Наряду с другими представителями сегмента Midstream (All American Pipeline, Phillips 66, Jupiter), Enterprise Products Partners участвует также в строительстве трубопроводов, которые, согласно подсчетам Bloomberg, к концу следующего года должны будут увеличить на 4 млн б/с мощности по транспортировке нефти из Пермианского бассейна до побережья Мексиканского залива. Тем самым будут расшиты узкие места американского нефтяного экспорта, который на горизонте пяти лет может вплотную приблизиться к уровню Саудовской Аравии и России (7,4 млн и 5,5 млн б/с, согласно данным BP за 2018 год)…

smile