Потребительский сектор: динамика расходов улучшается

Темпы роста потребительских расходов на все категории товаров и услуг ускорились в январе и в первую неделю февраля. Отчасти это может быть обусловлено стартом посленовогодней распродажи, но, что важнее, есть признаки улучшения потребительских настроений в принципе. В этой статье мы рассмотрим, как меняется поведение потребителей, и на какие компании, исходя из этого, разумно делать ставки.

По данным Sberindex, в среднем в январе темпы роста расходов на все категории товаров и услуг составили 6,4% г/г против роста в среднем на 5,2% г/г в декабре. В первую неделю февраля (30 января – 5 февраля) темп ускорился до 9,6% г/г по сравнению с показателями 6,7% г/г и 5% г/г в предыдущие две недели.

Наиболее положительная динамика прослеживается в некоторых непродовольственных категориях, что, как отмечает Sberindex, может быть связано с распродажами после новогодних праздников. Расходы на одежду и обувь в среднем снижались на 13% г/г в январе и на 20% г/г в декабре, а в первую неделю февраля — на 6% г/г.

При этом расходы на бытовую технику и электронику продолжают показывать двухзначную негативную динамику: в январе они в среднем снижались на 19,7% г/г против -24% г/г в декабре. В первую неделю февраля значение было -24% г/г.

Темпы роста расходов на продовольствие также ускорились до 11,5% г/г в первую неделю февраля против роста на 8,4% г/г и 6,9% г/г в предыдущие две недели (и против роста на 8,7% в среднем в январе и на 8,6% г/г в декабре).

Расходы на услуги также показали ускорение динамики: в первую неделю февраля рост составил 17,2% г/г против роста на 14,8% г/г и 10,2% г/г в предыдущие две недели, а также против роста на 11,6% в среднем в январе и на 10% г/г в среднем в декабре. Улучшение наблюдалось в нескольких категориях: например, расходы на кафе, бары и рестораны в первую неделю февраля выросли на 23% г/г против роста в среднем на 21% г/г в январе и на 15% г/г в декабре.

Такая положительная динамика расходов может быть обусловлена улучшением потребительских настроений (в ситуации отсутствия новых шоков на протяжении последних месяцев). Индекс потребительских настроений поднялся с 93 в октябре (после мобилизации) до 101 в январе (опрос инФОМ). Это максимальное значение за последние год и даже за последние три года. Доля респондентов, которые считают, что сейчас плохое время для крупных покупок для дома снизилось до 33% по состоянию на январь против максимального значения за 2022 год в апреле на уровне 56%. Доля опрошенных, которые ожидают ухудшения финансового положения своей семьи в будущие 12 месяцев, снизилось до 18% по состоянию на январь против значения 23% в октябре и 36% в марте. Доля людей, у которых есть сбережения на случай потери дохода, по состоянию на январь 2023 года увеличилась до 40% против 33% по состоянию на март 2022 года.

Подытожим: Судя по данным опроса, потребительские настроения становятся более оптимистичными, следствием этого может быть улучшение динамики расходов (что мы видим по данным Sberindex в январе и первую неделю февраля). В отсутствие новых серьезных потрясений эта тенденция может продолжаться, что будет поддерживать доходы ритейлеров. При этом несмотря на то, что, согласно опросу, доля людей, считающих текущее время неподходящим для крупных покупок, снизилась, динамика расходов на БТиЭ, например, это не отражает. Потребитель, вероятно, по-прежнему довольно экономичен и избирателен в покупках, хоть и увеличил расходы. Соответственно, считаем разумным отдавать предпочтение тем игрокам на рынке, которые могут обеспечить потребителю наиболее выгодное предложение.

Светлана Дубровина, Senior Analyst

11:01
39626
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!