Ozon: Актуальный взгляд на компанию

В 2022 году Ozon доказал рынку, что его бизнес-модель рабочая. Третий квартал подряд (2-4 кв. 2022 г.) компания демонстрирует положительное значение EBITDA (напомним, что до этого она 20 лет была убыточной) и постепенно увеличивает показатель. Мы уже не раз за последние полгода рассказывали, за счет чего ей удается это делать, и упоминали, что инвестируем в Ozon, несмотря на то, что компания торгуется в форме расписок. В этом посте мы актуализируем взгляд на компанию с учетом результатов за 4 кв. 2022 г.

По итогам 2022 года рынок e-commerce вырос на 38%, до 5,7 трлн руб. (по данным Data Insight). Ozon продолжал расти в два раза быстрее рынка — прирост GMV за тот же период составил 86% г/г.

Уход западных брендов (сужение ассортимента в торговых центрах в 2022 году) и рост цен в совокупности со снижением покупательской способности населения привели к тому, что люди теперь ищут более дешевую альтернативу на маркетплейсах. В то же время через эти площадки на освободившийся рынок стали приходить новые бренды. Таким образом, на фоне текущих событий ускорился тренд на переход потребителей из офлайна в онлайн. Доля e-сommerce от всего непродовольственного ритейла в 2022 году достигла 30% против 25% в 2021 году.

Больше всех от этой тенденции в 2022 году выиграли крупнейшие маркетплейсы Wildberries и Ozon: играет роль их популярность и универсальность (доступность различных товаров). Мы ожидаем, что этот тренд будет актуален и в 2023 году. Data Insight прогнозирует рост рынка на 30% в 2023 г.

Значение EBITDA Ozon в 4 кв. 2022 г. было положительным третий квартал подряд. Компании удалось выйти в положительную зону по EBITDA и постепенно повышать показатель за счет увеличения валовой рентабельности и снижения расходов на логистику в % от GMV.

Валовая рентабельность Ozon в % от GMV в 4 кв. 2022 г. снизилась до 18,6% против 19,5% в 2-3 кв. 2022 г., что может быть связано с сезонностью, как и в традиционном ритейле (в 4 кв. компании обычно стимулируют продажи в высокий предпраздничный сезон скидками, что давит на маржу). Также это может быть обосновано отчасти сдержанным потребительским спросом. В 4 кв. 2022 г. мы наблюдали такой эффект у многих ритейлеров. Потребитель стал очень чувствительным к ценам (перешел на более дешевые марки товаров и товары со скидкой), в связи с чем продавцам приходится поддерживать трафик промоактивностью, и это давит на рентабельность (вероятно, поставщики Ozon также вынуждены давать скидки).

При этом показатель вырос относительно уровня прошлого года (в 4 кв. 2021 г. валовая рентабельность была на уровне 15,1%) в результате роста доходов от комиссий поставщиков (за размещение и доставку) и рекламной выручки (по мере роста конкуренции увеличилось количество продавцов, готовых платить за рекламу).

Что касается логистики, то по мере масштабирования бизнеса ее эффективность растет в связи с увеличением загрузки мощностей (вместе с поставщиками растёт заполняемость складов) и плотности заказов. Расходы на логистику в % от GMV снижаются. Также уменьшаются в % от GMV расходы на маркетинг и прочие операционные расходы. В 4 кв. 2022 г. общие операционные расходы в % от GMV снизились до 20% против 28% в 4 кв. 2021 г.

Таким образом, тренд на переход потребителей из офлайна в онлайн будет сохраняться (рынок e-commerce продолжит расти двухзначными темпами), и Ozon, как мы ждем, будет оставаться одним из основных бенефициаров. По мере масштабирования бизнеса EBITDA Ozon будет расти и выходить на более значимый уровень. Основной драйвер для акций компании – развитие бизнеса, и не предполагается, что она будет платить дивиденды в ближайшие годы (на расписки их сейчас технически не получилось бы платить). Также у Ozon нет аналогов среди публичных игроков на российском рынке, что, в том числе, делает его привлекательным активом для инвесторов, несмотря на то, что компания зарегистрирована за рубежом.

Светлана Дубровина, Senior Analyst

 

09:06
38961
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!