Сильный потребительский спрос: чем подкрепляется и будет ли оставаться таким
В этой статье поговорим о том, как обстоят дела с потребительским спросом (спойлер: он сильный, потребители увеличили расходы на дорогие непродовольственные товары).
По данным Sberindex видно ускорение спроса в августе по сравнению с июлем, в сентябре динамика замедлилась до уровня начала августа. Расходы на все виды товаров и услуг в номинальном выражении в августе выросли в среднем на 15,5% г/г против прироста на 9,9% г/г в июле. В реальном выражении они показали рост на 10,3% г/г (при инфляции ~5,2%) против прироста на 5,5% г/г в июле.
В первой половине сентября динамика замедлилась до уровней начала августа, что связано с окончанием лета, похолоданием, снижением расходов на кафе, рестораны и развлечения, так как начались рабочие будни и учебный год.
Наиболее красноречиво о сильном спросе говорят расходы на дорогие непродовольственные товары.
Расходы на бытовую технику и электронику (далее – БТиЭ) в августе увеличились в среднем на 40% г/г против среднего прироста на 9% г/г в июле (относительно одинаково низкой базы прошлого года, когда потребители, начиная с апреля, резко снизили траты на фоне экономической неопределенности). В начале сентября сильная динамика сохранялась (прирост ~40% г/г на неделях: 28 августа – 3 сентября и 4–10 сентября).
Также по данным Sberindex видно, что динамика расходов на БТиЭ и некоторые другие дорогие непродовольственные товары длительного пользования в реальном выражении в августе улучшилась по сравнению с 2021 годом. Снижение расходов на БТиЭ в августе составило 18% против снижения на 35-37% в апреле–июле. Расходы на товары для строительства уменьшились на 19% против падения на 24-31% в апреле–июле. Расходы на покупку автомобилей и автозапчастей выросли на 16% против слабо положительной или отрицательной динамики в апреле–июле.
C чем связано увеличение расходов и будет ли спрос оставаться сильным?
Увеличение расходов, с одной стороны, связано с продолжающимся восстановлением потребительского спроса к докризисным уровням, а, с другой, было простимулировано ростом курса доллара к рублю и повышением инфляционных ожиданий.
Как правило, в периоды значительного повышения курса доллара (в августе в моменте значение достигало ~102 руб./$) потребителям свойственно совершать отложенные дорогостоящие покупки, так как они ждут роста цен. А совершать их есть на что, так как последние 1,5 года население находилось в режиме накопления сбережений (плюс наблюдается рост реальных зарплат).
Логично ожидать, что в будущие месяцы динамика может замедлиться после всплеска расходов из-за роста курса доллара и в результате удорожания кредитования на фоне повышения ставки ЦБ, при этом спрос будет оставаться сильным. Основа высокого потребления — увеличение доходов и сбережения. Прогноз по росту номинальной зарплаты пересмотрен с 10% до 11,2% в 2023 году, ожидается ее рост в реальном выражении на 6,1% относительно 2021 года.
Помимо того, что мы наблюдаем сейчас ускорение динамики трат на непродовольственные товары, потребитель также вернулся к докризисным уровням по покупке квартир, что в более долгосрочном периоде будет опять же стимулировать расходы на БТиЭ, товары для ремонта, мебель и т.д.
Светлана Дубровина, Senior Analyst