Германия «взрывает» зону евро: Бундесбанку запретили участвовать в операциях ЕЦБ
Федеральный конституционный суд Германии поставил точку в длившемся более двух лет разбирательстве о законности операций Европейского центробанка по выкупу активов с целью денежной накачки экономики зоны евро.
Программы «количественного смягчения», в ходе которых ЕЦБ с 2010 года «напечатал» 3,5 триллиона евро, скупая на рынке государственные облигации и коммерческие долговые бумаги, частично противоречат Конституции ФРГ, говорится в опубликованном во вторник постановлении суда.
По мнению судей, программы QE не нарушают запрета на финансирование бюджета за счет «печатного станка»: гособлигации выкупаются не напрямую у правительств, а у европейских банков. Тем не менее, принимая решение, ЕЦБ нарушил принцип «соразмерности» монетарной политики и не учел ее потенциально негативные экономические последствия, счел суд.
При этом правительство ФРГ и Бундестаг не предприняли мер по проверке «пропорциональности» действий ЕЦБ и, согласно решению суда, «обязаны предпринять активные шаги» против программы выкупа активов (Public Sector Purchase Programme, PSPP) «в ее нынешнем виде».
По условиям этой программы, ценные бумаги на своих рынках выкупают национальные центральные банки. ЦБ Германии (Бундесбанку) запрещается участвовать в таких операциях по истечении переходного периода сроком 3 месяца. Это время дается ЕЦБ для того, чтобы «принять новые решения, демонстрирующие, что цели монетарной политики, преследуемые программой PSPP соразмерны ее экономическим и фискальным последствиям», говорится в решении суда.
«Вот это большой взрыв!» - удивляется главный экономист ING Карстен Бржески.
Решение немецкого суда не касается экстренных программ денежной накачки в ответ на пандемию коронавируса (PEPP на 750 млрд евро), однако оно бьет по стержневому из многочисленных механизмов денежной эмиссии ЕЦБ. PSPP стартовала в марте 2015 года и действовала до января 2019-го, после чего была перезапущена в сентябре 2019-го в объеме 20 млрд евро в месяц. За пять лет действия программы ЕЦБ закачал в систему 2,189 трлн евро.
Дальнейшее развитие событий не до конца понятно, признает Бржески: в оптимистичном сценарии ЕЦБ представит новые объяснения, и все закончится «лаем без последствий»; в пессимистичном - никакие доводы регулятора не будут приняты судом, что будет означать конец QE в еврозоне.
В Германии, пережившей гиперинфляцию в 1930х после безудержного печатания денег Веймарской республиков, некоторые экономисты годами выступают против политики «печатного станка», которая изначально декларировалась как способ поддержать экономику во время глобального финансового кризиса, но постепенно стала «наркотиком», от которого не могут отказаться ни США, ни Европа.
В 2017 году иск против ЕЦБ подали христианско-социальный политик Петер Гаувайлер, основатель правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Бернд Лукке и берлинский профессор Маркус Кербер. В 2018-м Европейский суд в Люксембурге семью голосами против одного отклонил его.
Теперь же Федеральный конституционный суд Германии назвал решение Европейского суда «произволом» и объявил его необязательным к исполнению.