«Северный поток-2» разделил Европу
Создаваемая Вашингтоном коалиция по противодействию строительству «Северного потока-2» разделила страны ЕС на два лагеря. Каждая сторона отстаивает свое мнение, но последствия каждого решения коренным образом изменят судьбу Европы
Позиция администрации Вашингтона по отношению к газопроводу «Северный поток-2» известна всем. США «спасают» Европу от «политического» российского проекта всеми силами. Однако заявленная «забота» о зависимости Европы от российского газа и будущей потери доходов стран Восточной Европы от транзита российского газа явно носит популистский характер и является лишь поводом для противодействия «Северному потоку-2».
Надуманные администрацией Вашингтона и не имеющие никакой связи с энергетикой поводы используются для разобщения Европы на два лагеря. Тех, кто верит, что «Северный поток-2» угрожает безопасности стран ЕС, и тех, кто видит реальную политическую и экономическую обстановку.
Само разделение ЕС на два лагеря и «необходимость» создания коалиции говорит о существовании разногласий между странами Евросоюза. Даже в Германии ожидали, что мнение о будущем европейской энергетики будет единым, но выявленные разногласия ставят под вопрос стабильность будущего Европы. Появление противников продолжения строительства «Северный поток‑2» может быть по нескольким причинам, но вполне вероятно, что Америка оказывает политическое и экономическое давление на ряд стран ЕС, которому они не могут противостоять.
Немецкие экономисты уже начали рассчитывать возможные убытки на случай полной остановки проекта «Северный поток-2». По их расчетам, только ожидаемые потери от замораживания инвестиций в проект составляют порядка 5 млрд евро. К этим расходам нужно добавить экологические изыскания для консервации трубопровода, а также штрафные санкции и судебные издержки. В случае принятия Европой позиции США только штрафные санкции со стороны «Газпрома» превысят 10 млрд евро и больно ударят по благосостоянию европейской экономики.
Вопреки утверждениям, проект «Северный поток-2» не является ни немецким, ни российским. Сотни частных предприятий Европы и всего мира задействованы в нем. Принудительное закрытие проекта означает начало судебного хаоса, который заблокирует европейскую судебную систему. Сотни взаимных исков от участников строительства грозят принести огромные убытки компаниям по судебным искам.
Также следует подумать о последствиях отказа для экономики Евросоюза. То, что Вашингтон не просто так заботится о безопасности ЕС, ясно всем. Его намерения – убрать с рынка Европы конкурента, которого в открытом противостоянии он не может победить. Забота о доходах стран Восточной Европы (Польши, Украины) не более чем голословные заявления. Польша уже отказывается от российского транзита газа, плавно переходя на американский сжиженный природный газ (СПГ). А Украина сама не сможет через несколько лет выполнять условия транзитного договора. Ее газотранспортная система (ГТС) полностью изношена, а летние взрывы газа в районе Киева тому подтверждение.
Американские «борцы» за безопасность Европы собираются вытеснить более дешевый российский газ и поставлять дорогой и менее качественный СПГ. Чем это грозит для Европы? Для населения тем, что за газ придется платить на 20-40% больше (СПГ стоит в 1,4 раза дороже российского газа), промышленность не сможет выпускать конкурентоспособные товары, так как себестоимость производства существенно поднимется.
Парламентарий Бундестага В.Гердт предложил своим коллегам задуматься перед тем, как отказаться от наиболее выгодного с точки зрения экономики и экологии предложения на энергетическом рынке. Выступая, он подчеркнул, что Вашингтон отстаивает свои интересы «грязными политическими и экономическими методами». Поддаться давлению США сейчас означает быть раздавленными в будущем и потерять перспективы развития в угоду заокеанским амбициям.