Российские облигации
Два дня гуглил в Интернете разную информацию о внутреннем рынке рублевых корпоративных облигаций, и вот, что я понял (может быть, ошибаюсь).
1. Исторически так сложилось, что внутренние рынки корпоративных облигаций практически полностью зависят от внутренних инвесторов, нерезиденты очень редко заходят на этот сегмент в разных странах.
2. Причины, сдерживающие нерезидентов разные, но главное, пожалуй, в том, что внутренние участники рынка и регуляторы не проявляют особой активности для заполучения нерезидентов на внутренний рынок. Не хотят, чтобы были эмитенты-конкуренты для разного рода ОФЗ, проще выпустить что-то типа евробондов в национальной валюте, у эмитентов есть иные альтернативы, и им не хочется следовать каким-то строгим правилам в структурировании займа, раскрытии информации, платить за дополнительные рейтинги на такие облигации от международных РА. (Проблема, конечно, не только, и не столько во внутренних рейтингах).
3. На ранних этапах развития рынка КО в России первые крупные эмитенты (Лукойл, Газпром…) выпускали рублевые облигации как раз для нерезидентов, которым Банк России помогал таким образом выводить из России средства, замороженные на счетах типа «С» после дефолта пирамиды ГКО.
4. Частные лица не так активно покупают классические рублевые КО (банковские облигации, как разновидность незастрахованных депозитов здесь не в счет). Причина, думаю здесь банальна, о ней писалось еще в докладе IOSCO о развитии рынка КО в мире в 2014 г. – 90% инвестиций частных лиц в корпоративные облигации в мире осуществляются через коллективные инвестиции, а не напрямую.
5. Таким образом, у внутреннего рынка КО в России сегодня, только две надежные опоры – банки и институциональные инвесторы (НПФ, и частично ПИФы со страховщиками). Если накопления в НПФ национализируют, или раздадут самим участникам рынок КО лишится примерно 16% источников.
6. Рынок внутренних корпоративных облигаций, видимо, и развит так неравномерно в развивающихся странах, потому что он растет только там, где большие банки и есть институциональные инвесторы. Вообще-то, где-то 70-80% стоимости рынка внутренних КО развивающихся стран, это всего три экономики – Китай, Бразилия и Южная Корея.
7. Пока в России не будет полноценного рынка коллективных инвестиций внутренний рынок рублевых КО будет оставаться «мальчиком в коротких штанишках», которому уже стукнуло 20 лет.
И, конечно, большое спасибо всем Коллегам, которые высказали очень ценные комментарии к моему предыдущему посту о рейтингах КО. И еще — классным стал ресурс CBonds, в нем можно много найти полезного о параметрах выпусков корпоративных облигаций в разных странах!
© текст Александр Абрамов
P.S.
На профитгейте только часть постов, остальные — в телеграмм.
(некоторые профитгейтовцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)
Лично я не полезу в корпоративные облигации не то, что США, а даже Украины — банально потому, что их надо постоянно, практически ежедневно, контролить, а для этого надо свободно читать на местном языке. Отчет по МСФО на украинском языке прочтете? А раскрытие сущфакта? Ну а про неформальные инф/источники и речи не может быть.
Господство банков и институтов (т.н. «избушек») в облигационном фондировании характерно не только для нас, грешных, но и для Европы с Японией.