Мультипликатор СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ/ПРОДАЖИ (EV/SALES)
Мультипликатор Enterprise Value/Sales (EV/Sales) оценивает сколько годовых выручек стоит компания. Это расширенная версия индикатора Price/Sales, только в числителе к капитализации добавляется чистый долг и стоимость привилегированных акций. Подход позволяет сравнить компании с разным уровнем долга.
EV/Sales = (Капитализация + Долг + Стоимость префов - Кэш)/ Выручка за год
Что он значит?
Считается, что компании с более низким значением показателя оценены дешево, с высоким - дорого. Однако разницу в уровне мультипликатора часто можно объяснить следующими факторами.
Считается, что компании с более низким значением показателя оценены дешево, с высоким - дорого. Однако разницу в уровне мультипликатора часто можно объяснить следующими факторами.
▪️Разница в эффективности
На одинаковый объем продаж компании могут генерировать разную прибыль. Выручка более эффективного бизнеса всегда будет оцениваться дороже, чем неэффективного.
На одинаковый объем продаж компании могут генерировать разную прибыль. Выручка более эффективного бизнеса всегда будет оцениваться дороже, чем неэффективного.
Низкий EV/Sales, например, имеют Аэрофлот, Мосэнерго, Протэк. Но при этом их операционная маржа (EBIT/Продажи) имеет низкий рейтинг мене 3/10 (см. таблицу).
Самый высокий EV/Sales у Полюса, НМТП, Мосбиржи и Полиметалла. Это компании с очень высокой рентабельностью, поэтому нельзя утверждать, что они стоят дорого только на основе быстрой оценки по мультипликатору.
▪️Разница в росте выручки
Растущие компании могут иметь низкую прибыльность, но их выручка все равно обычно оценивается дорого. Рынок ждет от них многократного роста результатов в будущем благодаря расширению бизнеса. Примером таких компаний в РФ служат Яндекс и Новатэк.
Растущие компании могут иметь низкую прибыльность, но их выручка все равно обычно оценивается дорого. Рынок ждет от них многократного роста результатов в будущем благодаря расширению бизнеса. Примером таких компаний в РФ служат Яндекс и Новатэк.
▪️Плохой менеджмент
Если компания имеет низкий EV/Sales и неплохие показатели эффективности, то чаще всего это значит, что менеджмент не хочет делиться с миноритариями доходами от бизнеса. Такие акции могут значительно взлететь в стоимости в случае изменения в корпоративном управлении. Однако и риски длительного боковика и падения акций здесь велики. Примеры: Лензолото, КТК, Сургутнефтегаз.
Если компания имеет низкий EV/Sales и неплохие показатели эффективности, то чаще всего это значит, что менеджмент не хочет делиться с миноритариями доходами от бизнеса. Такие акции могут значительно взлететь в стоимости в случае изменения в корпоративном управлении. Однако и риски длительного боковика и падения акций здесь велики. Примеры: Лензолото, КТК, Сургутнефтегаз.
Чаще всего на практике EV/Sales применяется для оценки растущих компаний, у которых минимальная прибыль или убыток. Из-за этого их сложно оценить по традиционным мультипликаторам P/E и EV/EBITDA. На рынке РФ, в отличие от США, таких компаний практически нет, поэтому польза от мультипликатора ограничена.