Накажут ли Трампа за неуважение к суду?

4444444june.jpg

Опубликованный 11 июня указ президента США Дональда Трампа о введении санкций в отношении сотрудников Международного уголовного суда (МУС), участвующих в расследовании преступлений американских военнослужащих в Афганистане, вызвал ожидаемую реакцию в мире. Более половины стран-членов МУС опубликовали коллективное заявление в поддержку суда как «независимому и беспристрастному судебному органу».

Для США не имеет значения, что юристы МУС расследуют преступления всех воюющих сторон конфликта, в том числе талибов, а не только американцев. Действующая администрация ненавидит любые «глобалистские» институты или международные соглашения, которые угрожают ограничить абсолютную свободу действий Америки практически в любой точке земного шара.

С момента вступления в должность Трамп разрывает одно международное соглашение за другим. Он вывел США из Парижского соглашения по климату и ядерной сделки с Ираном, в 2018 году принял решение о прекращении работы американской делегации в Совете ООН по правам человека. В 2019 году США вышли из Договора с Россией о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который был согласован еще президентом Рональдом Рейганом. Затем, 26 апреля 2019 года Трамп с радостью объявил о снятии подписи США под Договором о торговле оружием.

К сожалению, Белый дом не может вывести США из состава МУС, потому что Штаты никогда к нему не присоединялись – в свое время президент Билл Клинтон подписал Римский статут, по которому был создан Международный уголовный суд, но не представил его в Сенат для ратификации. Однако Трамп может попытаться затормозить расследование суда по Афганистану, для чего и ввел санкции против организаторов процесса и членов их семей. На самом деле Госдепартамент аннулировал визу главного прокурора Бенсуды еще в апреле прошлого года. Месяцем ранее госсекретарь Майк Помпео объявил, что визы для сотрудников МУС будут аннулированы или в них будет отказано.
Простое препятствование въезду персонала МУС на территорию США, разумеется, не остановит расследование, чего и хочет Вашингтон.

 

Даже санкции, скорее всего, будут иметь лишь минимальное воздействие, но могут сделать юристов еще более решительными в проведении разбирательства. Тем не менее, санкции все равно могут нанести ущерб. Исполнительный указ налагает санкции не только на сотрудников МУС, но и на их семьи. А в соответствии с указом Трампа к любому лицу, оказывающему МУС «материальную поддержку» в проведении расследования, могут быть применены ограничительные меры. Потенциально к ним относятся неправительственные организации и правозащитники, поэтому очередной санкционной волной может накрыть широкий круг лиц.

В указе утверждается, что действия Международного уголовного суда «угрожают посягательством на суверенитет Соединенных Штатов» – игнорируя тот факт, что к самим США постоянно выдвигаются абсолютно те же обвинения. Госсекретарь Майк Помпео, который презрительно назвал МУС «суд кенгуру» (так в англоязычном мире называют несправедливый суд, пародию на правосудие – прим. авт.), утверждал, что Суд не имеет надлежащих процессуальных гарантий, предоставляемых американской системой уголовного правосудия.

Однако более вероятно, что за этой претензией стоит страх американских чиновников самим оказаться на скамье подсудимых. Будучи директором ЦРУ, Помпео может нести ответственность за военные преступления и преступления против человечества, совершенные в период с января 2017 года по апрель 2018 года. По данным правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», американские военнослужащие, подготовленные, оснащенные и поддерживаемые ЦРУ, несут ответственность за нападения, а также исчезновения и казни людей без судебного разбирательства в Афганистане. Это беззаконие привело к тяжелым последствиям для афганского гражданского населения.


Всерьез представить кого-либо из американского руководства фигурантами расследования военных преступлений можно, но это вряд ли произойдет. У США есть способы оказать давление на другие страны. Например, Вашингтон может пригрозить отказаться от участия в операциях ООН по поддержанию мира, о чем говорил президент Буш в 2002 году, либо прекратить иностранную помощь.

Если ничего не помогает, всегда есть сила. Акт о защите американских военнослужащих от 2002 года уполномочивает президента использовать «все необходимые и надлежащие средства» для освобождения американцев, преследуемых Международным уголовным судом.


«Друзья Америки» также гарантированно получают страховку от уголовного преследования. В указе от 11 июня говорится, что США будут сопротивляться действиям МУС против «стран, которые не являются участниками Римского статута или не дали иного согласия на юрисдикцию МУС». Кто бы это мог быть? В указе это прямо не указано, но Майк Помпео в день его публикации заявлял: «Мы также серьезно обеспокоены угрозой, которую суд представляет для Израиля». «МУС уже угрожает Израилю расследованием так называемых военных преступлений, совершенных его силами на Западном берегу и в секторе Газа».


Международный уголовный суд был учрежден с целью положить конец безнаказанности за военные преступления и преступления против человечности. Указ Трампа доказывает, что до выполнения этой цели еще далеко.

23:56
3059
+3
Нет комментариев. Ваш будет первым!