Центр исследования геноцида Литвы продолжит оставаться «центром исторических фальсификаций»
Центр исследования геноцида жителей Литвы с 1 июля возглавит профессор Адас Якубаускас. Он сменит на этом посту Тересе Бируте Бураускайте, руководившую Центром с 2009 года. Означает ли смена кадров и смену курса этой организации?
За время правления Бураускайте Центр заработал себе прочную репутацию «разоблачителя ужасов советской оккупации» и сделал ряд одиозных «исторических открытий». Для того, чтобы вполне составить впечатление о деятельности этой «конторы», достаточно одного факта: в январе этого года здесь внезапно объявили «спасителем евреев» антисемита и пособника нацистов Йонаса Норейку. Еще в 1933 году этот деятель издал книгу с антисемитским содержанием «Подними голову, литовец!», в которой обвинял евреев во всех бедах страны и призывал сограждан к борьбе с ними.
Сразу же после начала Второй мировой войны Норейка встал на сторону нацистов. Он вступил в «Литовский фронт активности», который, содействуя гитлеровцам, рассчитывал получить свою долю власти после победы Третьего рейха. После его ликвидации коллаборационист присоединился к полицаям и стал одним из организаторов еврейских погромов в Литве.
Когда общественность в лице местной еврейской общины, профессиональных историков и даже представителей католической церкви возмутилась столь неоднозначному выбору Центра фигуры на роль «спасителя», Бураускайте смогла ответить лишь: «Я сама не историк. Для меня важно мое собственное внутреннее убеждение», тем самым расписавшись в собственной некомпетентности и политической предвзятости.
Якубаускас по образованию — политолог, по профессии — педагог, по роду занятий — общественный деятель. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации активно натравливал и настраивал против России поддерживал крымских татар. Еще до своего назначения он пообещал, что будет «уделять много внимания советской оккупации и требованиям возмещения ущерба со стороны Российской Федерации».
Этого достаточно, чтобы понять, что Центр по сути своей является не научной, а глубоко политизированной организацией. Никаких объективных данных, которые действительно можно было бы представить на суд мировой общественности, здесь открывать не намерены – незачем.