ЕС подключился к арктической гонке

Спустя четыре года после того, как Европейский Союз принял свою арктическую стратегию, началась работа над обновленной версией стратегического документа.

В понедельник (20 июля) Европейская комиссия и дипломатическая служба ЕС (EEAS) приступили к совместным общественным консультациям по политике Европейского Союза в арктическом регионе, которые, по мнению официальных лиц содружества, должны привести к «новому пониманию» о будущей стратегии блока в регионе и учесть все интересы ЕС в рамках «зеленой сделки» и безопасности.

Общественные консультации продлятся до 6 ноября 2020 года.

В руководстве ЕС сообщили, что консультация ведется с целью поиска и определения наиболее сильных и слабых сторон действующей стратегии для подготовки обновленного подхода.

В начале этого года профильные эксперты и все заинтересованные стороны обратили внимание на то, что в программе работы Европейской комиссии на 2020 год не упоминается о планах по обновлению позиции блока по арктическим вопросам, что исключает возможность усиления своих позиций в арктическом регионе и налаживание более тесных связей с арктическими государствами.

«Это правильный подход, который поможет нам сформировать новую стратегию», – заявил независимой общеевропейской медиа-сети «EURACTIV» новый посол ЕС в Арктике Майкл Манн, добавив, что «2021 год станет годом интенсивной работы над будущей арктической политикой ЕС».

Повышенный интерес Евросоюза к арктическому региону в свою очередь вызывает много вопросов, порождающих споры и разногласия со стороны арктических стран, некоторые из которых также являются членами содружества.

В настоящее время многие европейские страны работают над своими собственными национальными арктическими стратегиями, в то время как мировые державы, такие как Россия уже успешно реализует свои инвестиционные проекты в регионе, привлекая к участию зарубежных инвесторов и крупные компании.

«Арктика является быстро развивающейся территорией в международных отношениях», – сказал главный дипломат ЕС Джозеф Боррелл, добавив, что изменение климата стремительно трансформирует регион, увеличивая его геополитическое значение для Евросоюза, открывая новые возможности для экономической деятельности в Арктике.

«Мы должны обеспечить сохранение Арктики в качестве зоны низкого напряжения и мирного сотрудничества, где проблемы решаются путем конструктивного диалога. ЕС должен быть полностью готов к деятельности в регионе в соответствии с нашими интересами и ценностями», – сказал Боррелл.

«То, что происходит в Арктике, не остается в Арктике. Это касается всех нас, и ЕС должен быть на переднем крае с четкой и последовательной арктической политикой для решения проблем в ближайшие годы», – сказал комиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства Виргиний Синкявичюс.

Несколько месяцев назад норвежское министерство иностранных дел было сбито с толку заявлениями министра обороны Франции Флоренс Парли, которые представили совершенно новую стратегию французской обороны в Арктике. После Brexit Франция является единственной страной ЕС, имеющей постоянное место в Совете Безопасности ООН и обладающей ядерным арсеналом.

В своей преамбуле новый стратегический документ гласит: «Арктика никому не принадлежит» и «только сотрудничество между государствами приведет к значимым результатам», и далее цитирует бывшего премьер-министра Франции Мишеля Рокара, сравнивающего Арктику с Средним Востоком.

Поскольку Великобритания должна покинуть блок, Германия хочет сосредоточиться на том, чтобы взять на себя больше ответственности и ввести больше экологических ограничений в регионе.

Эстония, с другой стороны, начала готовить заявку на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете, подчеркивая заинтересованность страны в Арктике в отношении науки, экономики и безопасности.

Однако для многих роль ЕС в Арктике до сих пор неясна.

Несмотря на годы дипломатических усилий, ЕС по-прежнему даже не является наблюдателем с ограниченными правами выступать в Арктическом совете, где страны принимают решения об общих целях и политике. Членами Арктического совета являются Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Финляндия и Швеция.

Внешняя роль ЕС является результатом того, что Россия блокирует свою заявку на членство, в качестве противостояния санкциям, которые Союз наложил на Москву из-за конфликта на Украине.

Эксперты и заинтересованные стороны в Арктике, похоже, смущены стратегиями ЕС. Они также считают проблемой то, что многие европейские страны признают Арктику не как восемь разных стран с восемью разными целями, а как однородный регион.

«Подход ЕС к Арктике перешел от очень символичной позиции по вовлечению к ситуации, когда он стал гораздо более сосредоточенным на узаконивании своей актуальности в регионе», – заявил член Арктического института в Вашингтоне Андреасу Распотнику.

В свою очередь, Норвегия выражает обеспокоенность тем, что активизация деятельности ЕС в Арктике может привести к серьезным изменениям, способным нанести больше чем пользы и негативно сказаться на жизни малочисленным коренных народов севера. «Арктика – это место, где живут люди с пятью прибрежными арктическими государствами и восемью государствами, которые уже разработали очень хорошие механизмы управления для сотрудничества, механизмы для диалога, и это должно учитываться при создании новой арктической стратегии ЕС», – заявил государственный секретарь Министерства иностранных дел Норвегии Аудун Халворсен.

Таким образом, арктические страны видят опасность в новой арктической стратегии ЕС. Это можно объяснить тем, что неарктические страны не знают всех тонкостей и нюансов деятельности в этом регионе. Это касается как вопросов экологии и сохранения культуры коренных жителей, так и развития торговых путей и пользования природными ресурсами.

 

 

 

20:42
2196
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!