Водород - вполне взможное будущее.
Ради Бога, не подумайте, что я перестал считать ВИЭ бредом эко-параноиков, который используется евробюрократией для, во 1х, попилов бюджетов, во 2х - придумыванием новых налогов.
Наш метан, практически неизбежно, будет обложен новой декрбоновой пошлиной, и в достаточно ближайшее время. Только в таких случаях, в конце-концов и всегда, новые поборы оказываются на шее конечного потребителя - т.е. немецкого бюргера. Мерседесы станут дороже, да не беда - русские пересядут на тойоты. Ну а сибирский газ - кто-нибудь да купит; я даже догадываюсь кто.
Итак, водород бывает синим, желтым и зеленым. Соответственно: получаемым из метана, получаемым атомно из воды и получаемым в ВИЭ тоже из воды.
Водородные авто - не новость, их не строил и не испытывал еще в 1970гг только ленивый и только в Африке. И в СССР, кстати, тоже, помню кинохронику с водородными "москвичами". Не взлетело по единственной причине - дорого. Так что, всё уже разработано. Кое-где (конкретно в Японии" имеет место выпус, в небольших количествах, и эксплуатация в реальных условиях, реальными водителями и с реальными водородными заправками. И всё равно не взлетае6т, даже в специфических японских условиях.
Водородные турбины для электрогенерации чисто технических проблем не представляют. Энергоемкость метана ниже энергоемкости керосина и бензина, энергоемкость водорода еще меньше энергоемкости метана. турбину придется сделать больше, вырабатывать она будет меньше, амортизация в пересчете на киловатт окажется дороже. То есть проблема чисто денежная, не техническая.
Есть еще одна малоизвестная область применения водорода, уже сейчас" газовая сварка. Электролизеры, вырабатывающие гремучий газ (естественную электролизерную смесь водорода и кислорода) есть и самолдельные и заводские, работают. Проблема прежняя: малая е-емкость водорода и малая Т горения, часто оказывающаяся недостаточной для сварки - и это в условиях кислородного горения. О горении с воздухом (20% кислорода) для сварки - и речи не стоит. Не то, что сварка железа, не всякий припой расплавит.
А теперь садимся и думаем.
Ну, во 1х, несмотря на бодрый бред эко-параноиков, солнечной энергии, падающей на Европу, явно не хватит для европейского потребления. Даже вместе с ветром. О роботизации - забудьте. Ну да ладно. Будут немцы мерседесы клепать вручную. ради экологии можно и попотеть, ага.
Во 2х, водородная идея овладела сумрачным тевтонским гением по одной и непередолимой причине: дороговизне и сложности прямого передела солнца и ветра в переменный ток промыщленных кондиций. Какую-нибудь фигню, на которой может работать бытовуха - сгенерить еще получается (да, собственно, значительная часть бытовухи может работать и на постоянном токе из аккумулятора), но ток, который не сломает дорогое фабричное оборудование - не генерится. Прямой путь передела ветра и солнца в электро-Е оказался непроходимым.
Представилось проще переделывать ветер и солнце в эл-Е через электролиз воды. Да, на схеме - это действительно проще, и, вполне себе возможно - дешевле, Вероятно - значительно де5шевле. Но есть "НО".
А. Цитата: "Как объяснить, что удельная теплота сгорания водорода 119 МДж/кг, а для выделения электролизом 1 кг водорода требуется 139 МДж? Куда уходит 20 МДж?". Еще учтите, что водород не саам по себе генерит эл-Е, он сжигается в тепловом двигателе, который даже теоретически не может выдать КПД (емнип) выше 68%. Итеса, солнечная батарея, имеющая в лучших образцах КПД 22% лизит водород с КПД 95%, который сжигается в тепловом двигателе с КПД 60%. Ну и что там остается? Не делайте мне смешно.
Б. водород надо как-то транспортировать и как-то хранить. Без высоких давлений это практически невозможно. Метан требует 200атм, а сколько же потребует водород?? И что, на каждом немецком чердаке, прямо под сол-панелями, будет стоять с электролизером - компрессор? Ну так вся выработка с ВИЭ на компрессоры и уйдет. Я уже не говорю, что детей и бабушек к баллонам с высоким давлением (чего бы то ни было) близко подпускать нельзя.
Вот и приходим к выводу, что Айн: Европа не сможет обеспечить водородом сама себя и близко, и Цвай: производство и транспортировка водорода может быть в промышленных масштабах осуществлено только на крупных и серьезных предприятиях.
Осталось выяснить, где Европа может раздобыть желаемый водород в желае6мых количества.
О том, как Газпром, Росатом и Русгидро смогут погреть руки на водородной шизе - в следующем выпуске. а то у меня рабочий день закончился, надо комп выключать и идти домой.
Я даже нисколько не сомневаюсь, что у них ничего не получится.
Когда размышляешь о том, как работает/думает европейское госуправление, всё больше и больше убеждаешься, что Лавров — живой классик.
Как минимум, решения в ЕС принимают люди, ни бельмеса не понимающие в том, что они решают. Они депутаты, блин, а не какие-нибудь там инженеришки или агрономы. Считать и думать — не царское дело.
Далеко ходить не будем, возьмем для примера тот же карбоновый выброс. Он легко естественным образом абсорбируется зелеными растениями. Углекислый газ, для них, собственно — часть пищи. Из широко распространенных растений наиболее быстрый прирост древесной массы, т.е. наиболее быстрое связывание углекислоты воздуха, осуществляют ива, кукуруза и бамбук, Дальше всё понятно. Кроме того, роль промышленности в парниковом эффекте до сих пор, строго говоря, не доказана.
Единственная вменяемая цель — попил бюджета. Цель абсолютно личная и близорукая, но евродепутатам будущее Европы до лампочки — надо жить сейчас, на следующих выборах могут и не выбрать. Особенности парламентской демократии, никуда от этого не денешься.