Кризис, безработица, пандемия: о том, как шесть лет антироссийских санкций отразились на Европе
В августе 2014 года Евросоюз ввел в адрес России санкции в связи с присоединением Крыма. И теперь, спустя шесть лет непрерывных ограничений, экономика ЕС находится в кризисе. Насколько сильно навязанные американцами рестрикции повлияли на страны Европы?
На этой неделе исполнилось шесть лет санкциям, которые ввели европейские государства в адрес России. Шесть лет открытого конфликта между Западом и Москвой. Шесть лет отсутствия выгодных партнерских отношений. Этот конфликт серьезно затронул не только Россию и Украину, но и подавил надежду на хрупкий экономический рост в Европе. Западные санкции, которые были первоначально введены в марте 2014 года еще до того, как Крым вошел в состав России, с тех пор неоднократно расширялись и регулярно продлевались.
Из-за вынужденного прекращения товарообмена с ЕС, Россия переключилась на возрождение собственного сельского хозяйства и на восточный рынок. Российский импорт из Китая, а также из Японии, Турции и Швейцарии вырос достаточно быстро. Москва поменяла направление движения от ЕС к востоку, что главным образом отразилось на экономике европейских бывших коллег. Очень быстро экспорт из Европы снизился сначала на 20% (30 миллиардов евро), а потом дошел до 60% (100 миллиардов евро).
Одновременно с этим, европейцы прекрасно понимают, что антироссийские санкции неэффективны и не вредят никому, кроме них самих. Вашингтон навязал свою штрафную политику Евросоюзу, что позволило Соединенным Штатам, по сути, не участвовать в конфликте, и одновременно снизить уровень влияния сильных европейских государств и России. Однако контрпродуктивные рестрикции никак не подействовали на политику Москвы. Все принятые решения остались в силе.
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что западные санкции являются неудачной попыткой обуздать российскую мощь. Более того, США, увидев, что антироссийские ограничения привели к еще более тесному союзу между Москвой и Пекином, попытались достичь аналогичной цели с Китаем через свои торговые тарифы и санкции в отношении китайских компаний.
Эксперты утверждают, что Россия и дальше может прекрасно существовать с европейскими рестрикциями. Но сможет ли так Европа? Покупая у Москвы недорогие и качественные товары, производства абсолютно разных сфер могли работать и развиваться. И теперь, когда безработица в ЕС усугубилась еще и последствиями пандемии, Европа вошла в стадию достаточно ощутимой рецессии. Экономический кризис и экономические санкции, особенно неэффективные, как оказалось, тесно связаны между собой. Напрашивается логичный вопрос к Европе – не думаете ли вы, что снятие санкций повлечет за собой выход из кризиса? Может, пора прекратить позволять Вашингтону навязывать нерезультативные действия? Возможно, пора восстановить партнерские отношения с Москвой?