Министр обороны Сербии об инциденте на границе с Косово: согласовано с НАТО без Приштины
Министр обороны Сербии Александр Вулин ответил на обвинения в незаконном пересечении сербскими силовиками границы с Косово. В своем заявлении глава оборонного ведомства подчеркнул, что информация, распространяемая косовской администрацией, не соответствует действительности и преследует политический интерес.
Напомним, инцидент произошел в минувшую пятницу. Бывший мэр приграничного города Каменица Шаип Сурдулли разместил видеоматериал, на котором несколько сербских полицейских перемещались по дороге в косовском селе Карачево. По словам автора публикации, присутствие сербских военных спровоцировало панику у местного населения.
Как сообщило представительство миротворческой миссии НАТО в Косово (KFOR), нахождение военнослужащих Сербии было согласовано и являлось частью совместного патрулирования сербской пограничной полиции и миротворцев из стран Североатлантического альянса. Тем не менее, косовское руководство использовало повод для раскручивания обвинений о нарушении Белградом административной границы. На своей странице в социальной сети «Фейсбук» бывший премьер-министр Косово Рамуш Харадинай написал о недопустимых действиях сербской стороны, после чего к муссированию данной темы подключились местные СМИ.
Комментируя ситуацию, министр обороны Сербии Александр Вулин напомнил косовскому руководству, что патрули административной границы сербская сторона осуществляет с участием KFOR, и за безопасность участка границы со стороны Косово отвечает миссия НАТО, которая, как указано в ее заявлении, была предупреждена о происходящем. Отметим, легитимность вооруженных формирований и силовых структур Косово не признана на международном уровне, и официально за безопасность косовского региона отвечают миротворческие миссии ООН и НАТО.
Как сообщил министр обороны Сербии, на основании принятого в 2001 году соглашения уполномоченным лицам была заранее доведена информация о времени и маршруте. От миссии KFOR в патруле принимали участие представители Турции и США.
Перейдя к разбору мотивов создания негативного резонанса вокруг ситуации, Александр Вулин отметил, что предпринимаемыми провокациями Приштина добивается включения в патрули силовиков Косово, которые таким образом получают контроль за передвижением на границе сербских военных. Среди главных угроз, к которым приведет данный сценарий, министр обороны выделил контрабанду и незаконную миграцию.
О том, что действия администрации Косово преследуют цель получения большего доступа к мероприятиям, проводимыми сербскими военнослужащими и миссией KFOR, косвенно подтверждает встреча командующего миротворческой миссии генерала Микеле Риси и спикера косовского парламента Вьосы Османи. В ходе обсуждения сложившейся ситуации стороны затронули вопрос углубления сотрудничества KFOR с местными органами безопасности. Данный поворот в деле оставляет некоторые сомнения, что инцидент стал случайностью, в которой Приштина старается извлечь максимум выгоды, а не заранее спланированной акцией политического давления на Белград, выгоду от которой планирует получить не только Косово, но и обеспечивающие его безопасность западные партнеры.