Зачем ЕС вспомнил про военные преступления косоваров?
Экс-боевику и одному из руководителей группировки «Армия освобождения Косово» Салиху Мустафе Гаагским судом по вопросам Косово предъявлены обвинения в военных преступлениях. Чего добивается Брюссель и как далеко готовы зайти по вопросам Косово в Европе?
В пресс-релизе прокуратуры базирующегося в Гааге Специального суда по Косово говорится, что Мустафа будет в ближайшее время доставлен в следственный изолятор и предстанет перед судьей предварительного производства. Он станет первым человеком, в отношении которого должен начаться процесс в Специальном суде по Косово
Отметим, что сам факт ареста был произведен в полном соответствии с протоколом и необходимыми для этого: ордером, приказом о передаче и подтвержденным обвинительным заключением, которые были выданы судьей предварительного производства в Гааге.
Теперь боевика, принимавшего участие в массовых убийствах жителей Косово и Метохии, а также этнических чистках сербов, проживавших в крае, будут судить по всем канонам Гаагской конвенции и Международного права как военного преступника. Отметим, что ранее в Гаагу с аналогичным обвинением вызывали действующего президента непризнанной республики Косово Хашима Тачи. Правда тогда обошлось без ареста.
Напомним, что Специальный суд по Косово учрежден для рассмотрения серьезных преступлений, совершенных в период с 1998 по 2000 годы в Косово. Поводом для его создания стал доклад ПАСЕ, опубликованный 7 января 2011 года, в котором утверждалось, что члены так называемой Освободительной армии Косово в конце 1990-х и начале 2000-х годов были причастны к наркоторговле, похищениям и убийствам, а также торговле человеческими органами.
Для чего в Брюсселе решили совершить такой поступок, если на протяжении практически десяти лет даже не поднимали вопросов, связанных с преступлениями в отношении сербов? Ответ лежит на поверхности. ЕС заметно утратил свое влияние на Балканах на фоне подписанного в Вашингтоне соглашения между Белградом и Приштиной при посредничестве США. Теперь же, когда в штаб-квартире ЕС это осознали, решили перехватить инициативу у Вашингтона в свои руки.
Европолитики явно недовольны, что Белый Дом во главе с Трампом перехватил у них не только инициативу, но и возможность выступить миротворцем в переговорном процессе между двумя сторонами. Теперь же ЕС все еще надеется, что, привлекая к ответственности несколько бывших функционеров из АОК, они смогут добиться расположения Белграда, а Приштину, в свою очередь, задобрить тем, что она сейчас пожертвует парой экс-боевиков, а взамен получит признание от Белграда. Естественно, это маловероятно, но ведь и встреча в Вашингтоне между Сербией и Косово тоже казалась маловероятной. А теперь стороны спокойно подписывают соглашение…