Внешняя политика Байдена: удастся ли «полная перезагрузка»?

Джо Байден заявил, что при его президентстве США будут «вновь сидеть во главе стола», что означает сдерживание противников и поддержку союзников. Насколько новая администрация в состоянии действительно кардинально пересмотреть внешнюю политику предшественника?

 

Новый срок наложил свой отпечаток на разговор о предстоящем президентстве избранного президента США Джо Байдена: «тотальная перезагрузка». Многие заголовки уже пообещали, что президентство Байдена готово "перезагрузить" внешнюю политику США по всему миру, как будто вопрос зависит исключительно от американского желания и решения.

Хотя «тотальная перезагрузка» и возможна в некоторых аспектах американской политики – например, отказ от выхода из Парижского соглашения по изменению климата, – маловероятно, что США смогут просто восстановить свои позиции в других областях.

Президента Трампа часто обвиняли в том, что он ведет изоляционистскую внешнюю политику – как бы наперекор американской традиции последних десятилетий вмешиваться в десятки конфликтов в различных регионах мира. Поэтому американские внешнеполитические деятели старой школы считали, что «отступление» Вашингтона в важнейших геополитических схватках, особенно в НАТО и на Ближнем Востоке, подорвало влияние США в мире и «подбодрило» региональных соперников, чтобы заполнить образовавшийся политический вакуум.

Практически каждому американскому президенту часто приписывают приверженность определенной внешнеполитической доктрине. Например, президент Джордж Буш начал войну с Ираком в 2003 году, что ассоциировало его с доктриной «превентивной войны». В 2012 году Барак Обама объявил о своей версии «тотальной перезагрузки», объявив о плане «поворота к Азии». Этот шаг проиллюстрировал растущее убеждение американской верхушки в том, что реальный геополитический вызов Америке лежит в Тихоокеанском регионе, а не на Ближнем Востоке.

В то время как Трампа часто высмеивают за то, что он слишком много внимания уделял Китаю как самой большой угрозе Америки, Обама также сделал торговую войну с Китаем центральным элементом своей внешнеполитической повестки дня, особенно во время второго срока пребывания в президентском кресле. Антикитайский вектор Белого дома – едва ли детище президента Трампа или его администрации.

С учетом этого возникает вопрос: как Байдену удастся добиться «тотальной перезагрузки», если внешняя политика США – это всего лишь совокупность различных вариаций внешней политики прежних администраций? Даже если предположить, что Байден намерен создать совершенно новую доктрину, не зависящую от доктрин своих предшественников, такая задача все равно слишком сложна. Действительно, мир сильно изменился, в том числе из-за пандемии, оставляя США возможность адекватно пересмотреть свое место в нем. Но, конечно, не в качестве единственного мирового гегемона.

23:03
2138
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!