Американские санкции против Ирана: Трамп еще не сказал свое последнее слово
С избранием Джо Байдена на президентский пост США в мире связывают надежды на значительные изменения во внешней политике Вашингтона. Приведет ли это к повороту в отношении одного из главных «враждебных режимов» администрации Трампа – Ирана?
Дональд Трамп в свое время назвал ядерное соглашение по Ирану «ужасной односторонней сделкой», что стало предлогом для выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий в 2018 году. Это однако, не помешало американской стороне уже на следующий год обратиться в Совет Безопасности ООН с инициативой начала «обратного хода» – процедуры, предусматривающей восстановление санкций против Тегерана.
Поскольку большинство стран отвергли эту позицию, Соединенные Штаты пригрозили ввести вторичные санкции против любой страны, имеющей экономические связи с исламской республикой. Заявленной целью администрации Трампа было принуждение Ирана к переговорам, выходящим за рамки ядерной программы, таким как прекращение разработки баллистических ракет и поддержка региональных союзников. Стратегия оказалась безуспешной в достижении какой-либо из этих целей.
Еще на этапе предвыборной кампании Джо Байден заявил о своем намерении вернуться к ядерной сделке. Однако это не так просто. Прежде чем Байден вступит в должность, администрация Трампа, как ожидается, продолжит усиливать антииранский санкционный режим. Конечно, Иран захочет отменить американскиеt санкции до того, как он откажется от производства ядерных материалов. Эксперты утверждают, что США должны ослабить некоторые санкции до выборов в июне 2021 года в Иране, так как позиция Тегерана после этого может ужесточиться.
В то же время, пока санкции будут продолжать действовать, иранское правительство продолжит получать ущерб от пандемии, усиленный ограничениями по получению финансовых и медицинских ресурсов из-за рубежа. В марте Иран запросил у Международного валютного фонда чрезвычайный кредит в размере 5 млрд. долл. для борьбы с COVID-19, но США заблокировали его. Даже если президентство Байдена означает ослабление финансовых санкций для оказания помощи, существуют также санкции, наложенные за нарушения прав человека, разработку баллистических ракет и поддержку террористических групп, и отменить их все разом едва ли возможно.
Европейцы считают, что вопросы, не связанные с ядерной сделкой, должны рассматриваться отдельно. Великобритания, Франция и Германия могут определить, что сейчас необходимо Ирану для того, чтобы заморозить выходящее за рамки СВПД производство ядерных материалов. Это, вероятно, и будет увязано с пакетом мер по ослаблению санкций со стороны администрации Байдена.
Но все это будет потом. Сначала Иран узнает, что в качестве своеобразного «прощального поклона» заготовила для него нынешняя администрация.