Tesla: пузырь или реальные перспективы?
Tesla, пожалуй, самая обсуждаемая компания среди инвесторов на протяжении многих лет. С начала года котировки Tesla взлетели в 7.5 раз и компания обогнала по капитализации весь мировой автопром, став 6 самой дорогой компанией в мире.
В сегодняшней статье мы посмотрим на то:
- что продает Tesla помимо автомобилей;
- какое у Tesla положение на рынке;
- есть ли шанс у Tesla оправдать ожидания инвесторов.
Tesla — самый крупный производитель электрокаров в мире. Компания занимает около четверти всего мирового рынка и значительно опережает основных конкурентов (Nissan, Volkswagen, Chevy):
Спрос на автомобили Tesla чрезвычайно большой, и история показывает, что компанию на сегодняшний день ограничивает только производственная мощность:
Tesla недавно открыла завод в Китае и планирует расширяться дальше. По заявлениям менеджмента, выпуск электрокаров каждые несколько лет будет удваиваться. Сейчас строится 3 новых завода, в разработке еще 4:
Почему Tesla — самый популярный электрокар?
Tesla выпускает 4 модели электрокаров. Две модели премиального сегмента — Model S и Model X — и две модели среднеценового сегмента — Model 3 и Model Y.
Изначально Tesla фокусировалась на автомобилях премиум класса Tesla S и X, которые в среднем стоили 90 000$. В 2017 году за счет более дешевой модели — Tesla 3 (средняя цена 50 000$) — компания смогла завоевать нового клиента из среднего класса, который более чувствителен к цене автомобиля. Более того, наблюдается тенденция снижения стоимости автомобиля за счет снижения стоимости батарей:
Источник: BloombergNEF
Помимо цены, Tesla продает самые энергоэффективные модели на рынке. В среднем электрокар Tesla на 10–30% эффективнее конкурентов. Также Tesla, ежегодно увеличивает запас хода своих автомобилей (330–400 миль, в зависимости от модели), что больше, чем у конкурентов:
Не машиной едины!
Более 80% выручки Tesla генерирует именно продажа автомобилей. Остальные 20% приходятся на Энергетическое направление и Сервисное обслуживание.
Солнечная энергия
Tesla производит литий-ионные аккумуляторы со встроенным инвертором Powerwall. Продукт удовлетворяет законодательным требованиям США и предназначается для хранения энергии в жилых домах.
Powerpack и Megapack — полностью интегрированные решения для хранения энергии для коммерческих, промышленных, коммунальных предприятий. Аккумуляторы могут собираться в целые блоки для увеличения ёмкости накопления энергии.
По данным Международного энергетического агентства, спрос на солнечную энергетику вырастет в 4 раза за 10 лет:
Помимо аккумуляторов и накопителей, Tesla работает на рынке поставок электричества через свою сеть электрозаправок Supercharger. На данный момент на территории Америки находятся порядка 2 200 полноценных зарядных станций и 19 500 отдельных зарядных точек, которые работают 24/7. C увеличением числа электромобилей зарядка на станциях перестала быть бесплатной. На данный момент стоимость зарядки примерно вдвое дешевле, чем бензиновый аналог.
Tesla также уже успела построить 600 станций в Китае.
По сути, Tesla решает две проблемы:
- Создает инфраструктуру для своих автомобилей — дает людям возможность недорого и эффективно заряжать электрокары дома.
- Диверсифицируется в растущий сектор солнечной энергетики.
На данный момент Tesla только начинает активно развиваться на рынке зеленой энергетики, и перед ней открывается большой потенциал. Илон Маск считает, что энергетический сектор за 10 лет сможет достичь по размеру автомобильный.
Автопилот — защитный барьер для Теслы в ближайшие годы
Tesla активно вкладывала средства в разработку нового автопилота для автомобилей (FSD). С помощью автопилота водителю теперь совсем не нужно касаться автомобиля — он все сделает сам, даже выедет из гаража.
Миллионы намотанных километров и сотни калибровок системы позволили автопилоту Tesla в октябре 2020 года занять второе место в списке Consumer Report, уступив Cruise от Cadillac. Однако, по версии того же агентства, автопилот Теслы самый производительный и простой в использовании.
Tesla каждый квартал публикует отчет о кол-ве аварий автопилота на Х пройденных километров. И, согласно данным Tesla, автопилот попадает в аварии в два раза реже, чем обычный водитель:
Автопилот — это дополнительная опция к автомобилю Tesla. На данный момент он доступен как одноразовая покупка и стоит около 7000–10000 долларов. Это 30% стоимости автомобиля Model 3.
Автопилот является дополнительной надстройкой к бортовому компьютеру в машину, поэтому не требует никаких специальных затрат, что дает чистую операционную маржинальность Tesla. В будущем компания планирует перевести автопилот на режим подписки (SaaS), что позволит ей увеличить выручку на одного клиента.
По данным менеджмента, около 25% автомобилей продаются с автопилотом. Если Tesla увеличит продажу автомобилей в 2021 году на 50% (как планирует), то выручка от автопилота составит около 2 млрд долларов. А если учесть, что автопилот — это чистый маржинальный продукт, то FSD составит ~20% операционной прибыли компании.
Горизонтальная интеграция ускорит развитие Tesla
В конце 2021 года Tesla планирует выпустить серию новых автомобилей:
Tesla Roadster — спортивный электрокар, который разгоняется до 100 км/ч за 1.9 секунды, а максимальная скорость — 400 км/ч. Tesla Roadster в среднем дешевле своих конкурентов в 7–8 раз и стоит порядка 250 тыс. долларов.
Tesla Semi — футуристический электротрак для транспортировки грузов. Он будет оснащен автопилотом и иметь полную загрузку в 36 тонн, при этом зарядка от 0 до 100% займет не более 40 минут, запас хода = 800 км. Прогнозная цена = 200 тыс. долларов.
Tesla Cybertruck — электрический пикап. Автомобиль создан как для бездорожья, так и для обычной дороги. Грузоподъёмность кибертрака = 1.6 тонн, а самая мощная версия разгоняется до сотни за 2.9 секунд. По версии Илона Маска, кибертрак на дистанции 402 метра обгоняет Porsche 911. Стоимость машины оценивается в 70 тыс. долларов.
Если прогнозы Илона Маска сбудутся, то в 2022 году Tesla сможет продать:
1 150 Tesla Roadster по цене в 250 тыс. долларов.
1 000 Semi Truck по цене в 200 тыс. долларов.
10 000 Cybertruck по цене в 70 тыс. долларов.
Новые модели способны сгенерировать в 2022 году выручку = 1.2 млрд долларов.
Пассивные деньги помогут Tesla расти дальше
Новости о вступлении Tesla в индекс значительно разогнали котировки акций — за год стоимость выросла на 725%, что сделало компанию самым дорогим автопромом в мире и 7 самой дорогой компанией в индексе.
С учетом веса Tesla, только три крупных фонда, которые копируют индекс — SPDR, BlackRock и Vanguard — будут вынуждены купить акций на 6.4 млрд долларов, что меньше среднего дневного оборота за день.
У Tesla появляются отличные возможности для привлечения денег в компанию. 6.4 млрд долларов при текущих котировках составляют менее 1% акций компании. Таким образом, компания сможет эффективно профинансировать обещанное увеличение производственных мощностей на 50% ежегодно.
Tesla — не простой автопром
На данный момент основной сегмент выручки Tesla — электрокары. В области машиностроения Tesla активно наращивает производственные мощности и собирается выпустить новые линейки автомобилей (спорткары, пикапы, грузовики).
Помимо автомобилей, Tesla активно развивает автопилот и решения в области электроэнергетики. Автопилот — дополнительный драйвер и причина покупки Тесла, он обеспечивает безопасное вождение на дорогах и, скорее всего, заменит людей в такси. Электроэнергетика позволяет компании диверсифицировать выручку по разным направлениям и создать поддержку циклическому сегменту электромобилей. Более того, создание собственных электрозаправок и накопителей энергии позволяет Tesla создавать инфраструктуру для развития основного бизнеса.
Все эти шаги ведут к монопольному положению на рынке электрокаров. При этом на данный момент рынок электромобилей достаточно маленький относительно рынка бензиновых машин. Например, в 2019 году было произведено 92 млн автомобилей, Tesla произвела 367 тысяч, то есть её доля ~0.4%.
Илон Маск планирует увеличивать мощность производства на 50% ежегодно. Если план Маска сбудется, то ему удастся достигнуть 10% доли рынка к 2028 году:
Тесла сейчас — ставка на венчурную историю, которая может как превратиться в тыкву, так и вырасти в несколько раз.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым
Не верные данные в таблице.
4. SAIC
На четвертом месте – китайский производитель SAIC. Составители рейтинга отмечают, что почти половина из топ-10 популярных брендов электромобилей – китайские, что означает высокий потенциал этого сегмента в Китае.
3. BAIC
Китайский производитель BAIC замыкает тройку лидеров с показателем 160 251 проданных электромобилей в 2019 году.
2. BYD
На втором месте – китайский бренд BYD. Всего в 2019 году было продано 229 506 электромобилей под этим бредом.
1. Tesla
Tesla уже не первый год возглавляет рейтинг самых популярных брендов электрокаров. В 2019 году было продано 367 820 автомобилей под брендом Tesla. Самой популярной моделью является Tesla Model 3.