CD Projekt Red – Главный сюрприз декабря

Неудачный релиз Cyberpunk 2077 - главная история для инвесторов в игровой индустрии в этом году.

Ещё пару недель назад никто не мог представить, что выход Cyberpunk 2077, самой ожидаемой игры года, закончится таким провалом, а CD Projekt RED молниеносно превратится из всенародной любимицы в ещё одну корпорацию зла в глазах своих фанатов. Всего за пару недель капитализация упала в почти два раза, снизив индекс WIG 20, самых крупных компаний Польши, на 4%.

О компании
CD Projekt Red (Тикер: CDR)
– польское игровое издательство, основанное в 2002 году. CDR редкий пример компании в игровой индустрии, сделавшей ставку на качество, а не количество игр. В портфеле компании за почти два десятка лет работы находится лишь одна трилогия «Ведьмака» и несколько проектов поменьше в той же вселенной, по меркам игровой индустрии всего ничего. Компания также владеет сервисом цифровой дистрибуции GOG, специализирующейся на распространении старых, классических проектов.

Предыстория событий
До 2015 года, компания была лишь ещё одним крошечным издательством, но после релиза сверхуспешного Witcher 3, CD Projekt вошла в неофициальный "Пантеон Великих Разработчиков". Достаточно сказать лишь то, что Witcher 3: Wild Hunt и его дополнение Blood and Wine были удостоены награды «Best RPG» на The Game Awards 2015 и 2016, невероятно редкое явление. Выпуск двух отменных DLC для игры лишь упрочил репутацию, как самого честного и бескорыстного издателя, в особенности на фоне скандалов у Activision и EA в 2018.

Любовь игрового сообщества к компании быстро переросла в потрясающие результаты. Witcher 3 находится в топах продаж даже в 2020, более 5 лет после релиза, и достиг отметки в 50 млн. проданных копий в мае, что сделало его самой продаваемой РПГ в истории.

Такие успехи не могли не привлечь внимание инвесторов. В течение последних пяти лет стоимость акций взлетела на ошеломляющие 2100% (на пике). Если в конце 2015 цена одной акции CD Projekt составляла 22 злотых, то в 2020 за одну акцию предлагали уже 464 злотых. CDR быстро стала не только самой крупной кампанией на польской бирже, но и самым дорогим издателем в Европе, обогнав даже Ubisoft, не смотря на куда меньший физический размер (количество сотрудников меньше в 17 раз).

Однако, продажи Witcher 3 принёс не только финансовый успех, но и колоссальные запросы публики от следующего шедевра, которым должен был стать Cyberpunk 2077.

Спустя три переноса, итоговая дата выпала на 10 декабря 2020. Интерес к релизу был максимальным. Грандиозная рекламная кампания началась ещё в конце лета. CDR рекламировала игру по всем возможным каналам. Реклама по всему интернету, красивые трейлеры, множество камео, партнёрские программы с Nvidia, Microsoft, Adidas и множеством партнёров поменьше. Рекламная кампания обошлась в более $120 млн., примерно столько стоила и сама игра, но «хайп» по игре был разогнан до небес.

Такой же уровень интереса наблюдался и у инвесторов. Киберпанк стал главной темой отчёта CDR за 3тий квартал. Инвесторов заверяли в будущем успехе всего проекта. Аналитики все время увеличивали свои прогнозы по продажам, 10 млн. в первый год, затем 15 млн., 20 млн., а потом и вовсе все 30 млн., что сделало бы игру одной из самых быстро продающихся в истории. Капитализация не раз обновила свои рекордные уровни.

День выхода
Первые результаты выпуска игры оказались очень положительными. Восторженные отзывы о ПК версии, обзоры на метакритике на уровне 91%, рекорд количества игроков на платформе Steam и более миллиона зрителей на Twitch. Более 8 млн. предзаказов окупили игру ещё на старте.
Однако, уже ко второму дню продаж начала формироваться более реалистичная картина. Игра вышла невероятно сырой.

Зашкаливающее количество внутриигровых ошибок, о чем твердят все издания, оказалось только верхушкой айсберга. У игры есть серьёзный потенциал, но его трудно найти за длинным списком детских проблем. Отсутствуют многие из обещанных механик, разрекламированная нелинейность оказалась уткой, а немало того, что есть, уступает играм конкурентам, вышедшим годы назад.

Выход на консолях и вовсе оказался катастрофой, игра едва работает. Её не успели оптимизировать даже на ПК, на консоли уже никто и не смотрел. Как результат, покупатели массово возвращают игру на всех консолях. Sony уже была вынуждена убрать игру из своего онлайн магазина. Ожидали новую GTA 5, а получили новый Fallout 76.

Последствия
Последствия для CD Projekt Red и её инвесторов очень печальны. Проблемный релиз сильно ударил по продажам, а игра будет в режиме доводки ещё много месяцев, поглощая время и деньги студии. Однако, куда худшей проблемой для CDR является огромное пятно на своей репутации на годы вперёд.

За несколько дней до выхода игры сооснователь студии Мартин Ивински заявил: “Производство игр требует время, любовь и увлечение, как и любое искусство. Наш бизнес долгосрочный. Единственное, что у нас есть это репутация. Мы выпускаем игры редко, и каждая из них напоминает свадьбу, к вам есть серьёзные требования."

Безупречная репутация была одним из главных преимуществ компании, многие годы фанаты считали её маяком лучших практик на рынке. Теперь фанаты разочарованы плохим качеством игры, возмущены ложной рекламой и нарушенными обещаниями. CDR наверняка исправит большую часть проблем с игрой, но былого доверия мы уже не увидим, что скажется на продажах в будущем.

Более того, многочисленные репорты уже утверждают о серьёзных конфликтах внутри компании. Многомесячные переработки и давнее осознание всей тяжести ситуации довели ситуацию до кипения. Впереди разборы полётов и поиски виновных. Трудно предсказать к чему именно это приведёт, но, вероятно, мы увидим немало перестановок среди верхов в студии.

Как итог, биржевые котировки обрушились более чем на 40%, удалив более года роста. Вполне вероятно, что в ближайшее время капитализация отобьёт назад часть своих потерь, но полное восстановление может занять несколько лет. Это не первый и не последний случай катастрофических запусков, только за последние годы мы видели Bethesda и Fallout 76, EA и Battlefront 2, Blizzard с Warcraft: Reforged. ATVI и EA потребовалось более двух лет для преодоления схожих кризисов. CDR куда меньше в размерах и тяжело сказать, насколько удачно и быстро компания сможет починить основные проблемы игры.

Больше информации, обозоров, аналитики и актуальных новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.

Источник:
23:50
2021
+1
Нет комментариев. Ваш будет первым!