SPAC
В начале 2021 г. уже вышло много интересных статей о новом типе IPO — так называемых SPACs (special-purpose acquisition companies). С помощью SPAC в 2020 г. американские компании привлекли 82 млрд долл. рыночных инвестиций.
SPAC — это компания-оболочка, созданная спонсором (учредителем) или группой спонсоров, акции которой размещаются среди данных спонсоров и внешних инвесторов для сбора денег на поглощение какой-то компании-цели. Будучи публичной компанией, SPAC не ведет операций. Она просто хранит наличные деньги — обычно от 200 до 400 млн долл. — и имеет два года на то, чтобы найти частную компанию, с которой можно слиться и, таким образом, стать обычной публичной компанией. Спонсор инвестирует часть своего капитала в SPAC, но также получает дополнительные 20% акций в SPAC по номинальной цене.
В коротком посте невозможно рассказать о всех «плюсах» и «минусах» нового метода IPO. Здесь все очень непросто. Для тех, кто хочет более внимательно изучить тему SPAC, выгод и рисков их акционеров рекомендую почитать статью в WSJ, написанную академическими исследователями — Michael Klausner и Emily Ruan (название статьи см. на фото). Они же — авторы обстоятельного эмпирического исследования под названием «A Sober Look at SPACs». Его можно почитать здесь: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3720919
Суть их взглядов: IPO через SPAC при всех его достоинствах – это сложная игра спонсоров, в качестве которых чаще всего выступают хедж-фонды и обычных акционеров, решившихся остаться в акциях той публичной компании, которая возникает на базе SPAC. Среднесрочная доходность вложений таких остающихся инвесторов в SPAC умеренная, доходность спонсоров SPAC – высокая (до 500% годовых в 2020 г.) за счет реализации ими эксклюзивных прав по льготному выходу из компании при ее неудаче или размыванию стоимости акций пассивных акционеров в случае успеха данного предприятия. Не случайно хедж-фонды, раскручивающие SPAC уже получили публичный бренд «SPAC Mafia» (см рисунок 2. Вероятно, стоит запомнить имена данных фондов).
По мнению указанных американских исследователей, высказанному в статье в WSJ: «В какой-то момент, возможно и сейчас, обычные акционеры SPAC лучше поймут, что структура SPAC компаний складывается против них. Когда это произойдет, пузырь SPAC лопнет».
Что я сам ДУМАЮ о схеме SPAC? Вероятно, здесь не все так просто, не стоит спешить это осуждать. Сейчас, а особенно после пандемии резко обостряется конкуренция США, других развитых стран и Китая за лидерство в новой экономике. Даже для внешне благополучного с точки зрения экономики Китая, конкуренция за получение достойного места в инновационной экономике, это вопрос «жизни и смерти», то есть предотвращения уже обозначившегося замедления темпов роста и поиска нового драйвера вместо модели экономики экспортного типа (мировой фабрики). Не последнюю роль в этой жесткой борьбе будут играть инвестиции и финансы, где пока сохраняется большое преимущество за США. Поэтому та же модель SPAC – это инструмент с большим инновационным потенциалом, но и высоким риском для инвесторов. Даже развитые страны понимают, что пришло время рисковать, иначе останешься в хвосте.
Что касается РОССИИ, мне кажется, что SPAC финансирование здесь пока невозможно. Не потому, что у нас недостаток инновационно мыслящих специалистов. Просто запрос от экономики от финансового рынка здесь совершенно иной.
© текст Александр Абрамов
P.S.
На профитгейте только часть постов, остальные — в телеграмм.
(некоторые профитгейтовцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)
SPAC — это компания-оболочка, созданная спонсором (учредителем) или группой спонсоров, акции которой размещаются среди данных спонсоров и внешних инвесторов для сбора денег на поглощение какой-то компании-цели. Будучи публичной компанией, SPAC не ведет операций. Она просто хранит наличные деньги — обычно от 200 до 400 млн долл. — и имеет два года на то, чтобы найти частную компанию, с которой можно слиться и, таким образом, стать обычной публичной компанией. Спонсор инвестирует часть своего капитала в SPAC, но также получает дополнительные 20% акций в SPAC по номинальной цене.
В коротком посте невозможно рассказать о всех «плюсах» и «минусах» нового метода IPO. Здесь все очень непросто. Для тех, кто хочет более внимательно изучить тему SPAC, выгод и рисков их акционеров рекомендую почитать статью в WSJ, написанную академическими исследователями — Michael Klausner и Emily Ruan (название статьи см. на фото). Они же — авторы обстоятельного эмпирического исследования под названием «A Sober Look at SPACs». Его можно почитать здесь: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3720919
Суть их взглядов: IPO через SPAC при всех его достоинствах – это сложная игра спонсоров, в качестве которых чаще всего выступают хедж-фонды и обычных акционеров, решившихся остаться в акциях той публичной компании, которая возникает на базе SPAC. Среднесрочная доходность вложений таких остающихся инвесторов в SPAC умеренная, доходность спонсоров SPAC – высокая (до 500% годовых в 2020 г.) за счет реализации ими эксклюзивных прав по льготному выходу из компании при ее неудаче или размыванию стоимости акций пассивных акционеров в случае успеха данного предприятия. Не случайно хедж-фонды, раскручивающие SPAC уже получили публичный бренд «SPAC Mafia» (см рисунок 2. Вероятно, стоит запомнить имена данных фондов).
По мнению указанных американских исследователей, высказанному в статье в WSJ: «В какой-то момент, возможно и сейчас, обычные акционеры SPAC лучше поймут, что структура SPAC компаний складывается против них. Когда это произойдет, пузырь SPAC лопнет».
Что я сам ДУМАЮ о схеме SPAC? Вероятно, здесь не все так просто, не стоит спешить это осуждать. Сейчас, а особенно после пандемии резко обостряется конкуренция США, других развитых стран и Китая за лидерство в новой экономике. Даже для внешне благополучного с точки зрения экономики Китая, конкуренция за получение достойного места в инновационной экономике, это вопрос «жизни и смерти», то есть предотвращения уже обозначившегося замедления темпов роста и поиска нового драйвера вместо модели экономики экспортного типа (мировой фабрики). Не последнюю роль в этой жесткой борьбе будут играть инвестиции и финансы, где пока сохраняется большое преимущество за США. Поэтому та же модель SPAC – это инструмент с большим инновационным потенциалом, но и высоким риском для инвесторов. Даже развитые страны понимают, что пришло время рисковать, иначе останешься в хвосте.
Что касается РОССИИ, мне кажется, что SPAC финансирование здесь пока невозможно. Не потому, что у нас недостаток инновационно мыслящих специалистов. Просто запрос от экономики от финансового рынка здесь совершенно иной.
© текст Александр Абрамов
P.S.
На профитгейте только часть постов, остальные — в телеграмм.
(некоторые профитгейтовцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)