Уходящая администрация США отыгрывается на Кубе
11 января, в последние дни нахождения в должности госсекретаря США, Майк Помпео объявил, что Куба пополнит список «государств – спонсоров терроризма», в который до этого входили КНДР, Иран и Сирия.
Данное решение было встречено политиками и правозащитниками с осуждением, так как сложно охарактеризовать его как-либо иначе, чем политически мотивированное. Это произошло шесть лет спустя после того, как администрация Обамы исключила Кубу из этого же списка в рамках политики сближения с островным государством.
За прошедшие годы Госдепартамент не смог указать ни на один террористический акт, организованный Кубой. Вместо этого госсекретарь Помпео обосновал принятое решение предполагаемой поддержкой кубинским правительством ELN (Национальной освободительной армии, НОА – второй по величине вооруженной группировки в Колумбии) и укрывательстве нескольких американцев, разыскиваемых за преступления, совершенные в 1970-х годах. Также, не выдвигая более конкретных обвинений, Госдепартамент раскритиковал Кубу за якобы «злостное вмешательство в дела Венесуэлы» и других стран западного полушария.
Эти обвинения не выдерживают критики. Что касается НОА, то администрация Трампа фактически пытается наказать Кубу за ее роль в попытке привнести мир в затянувшийся конфликт в Колумбии. Переговорщики НОА прибыли на Кубу в 2018 году для проведения мирных переговоров с колумбийским правительством. Процесс сорвался в январе 2019 года после взрыва автомобиля НОА в Боготе, в результате которого погибли 22 человека – очевидно, не по вине Гаваны.
Что касается других аргументов Помпео, то влияние Кубы в странах Западного полушария сложно назвать «враждебным»: кубинские врачи размещены по всему региону и миру и помогают спасать тысячи жизней во время пандемии. Если говорить об укрывательстве террористов, стоит вспомнить, что на протяжении десятилетий Соединенные Штаты укрывали Луиса Посаду Каррилеса, организатора взрыва в 1973 году, в результате которого на кубинском самолете погибли 73 человека.
Включение Кубы в список «государств – спонсоров терроризма», равно как и ужесточение санкций против Ирана уже в январе наступившего года, в любом случае не вписывается в планы администрации Байдена по налаживанию отношений с этими странами. Для повторного исключения Кубы из этого списка потребуется процесс рассмотрения, который может занять несколько месяцев, что приведет к задержке любых новых инициатив по разрекламированному свертыванию внешней политики Трампа. Это также причинит дополнительный ущерб кубинской экономике, которая уже пострадала от ужесточения санкций и пандемии. Обвинение в терроризме, возможно, отпугнет многие предприятия, которые экспортируют свою продукцию на Кубу, банки и иностранных инвесторов.
За неделю до заявления Помпео девять сенаторов США обратились с письмом к госсекретарю, в котором назвали такой шаг «политизирующим национальную безопасность». Председатель комитета Палаты представителей по иностранным делам Грегори заметил, что лицемерие президента Трампа менее чем через неделю после того, как он спровоцировал внутреннюю террористическую атаку, было «ошеломляющим, но не удивительным».