Косово собирается поговорить с Сербией по-новому
Лидер косовского движения «Самоопределение» Альбин Курти пообещал открыть новую главу в отношениях с Сербией.
Президент крайнеправого сепаратистского движения, которое шло на выборы с лозунгами о «Великой Албании» и всегда заявляло о своей бескомпромиссной позиции в отношении Белграда, во всеуслышание говорит: «Мы пойдем на уступки и сделаем это приоритетом номер четыре после занятости, правосудия и пандемии Covid-19. Мы откроем новую главу с Сербией через честный диалог, основанный на взаимности и равенстве, где обе стороны представят предварительные договоренности по этим вопросам». Далее Курти посетовал, что наладить диалог с сербами будет непросто, но он надеется на помощь Брюсселя и Вашингтона.
Поначалу такое заявление даже вызывает некоторый ступор, но стоит осознать весь контекст, и план «урегулирования» вырисовывается «прямой как стрела». Под «мы» лидер формирующей правительство коалиции, понятное дело, подразумевает себя и «помощников», а вот «уступками» назван подъем приоритета отношений с Белградом с шестой-седьмой позиции до четвертой, и ничего более. А весь «честный диалог» – это диктуемые из Вашингтона требования к Белграду взаимного признания независимости и равенства с Косово.
Причем «главный помощник» в вопросах «честного диалога» уже с нетерпением ждет, когда сможет начать сотрудничество с новым косовским правительством. Представитель Госдепа Нед Прайс так и сказал, что его приоритетами будут вопросы продвижения мира, справедливости и процветания в Косово и во всем регионе. Что же касается Сербии, то Штаты приемлют только всеобъемлющее соглашение и взаимное признание Белграда и Приштины.
Роль Брюсселя в этой косовоалбанской и американской кукушко-петушачей перекличке отсутствует, но ему поручается миссия посредничества по «утаптыванию» пяти стран-членов, что до сих пор не признали Косово развитой европейской демократией и чем препятствуют ее принятию в «семью». Альбин пообещал самолично поработать с ними, чтобы изменить мнение, мешающее затянувшейся интеграции.
Основным козырем в увещевании Испании, Словакии, Румынии, Греции и Кипра он планирует использовать призыв «не бояться» и не «уподобляться Сербии». Стандартный такой «пацанский» развод «на слабо». А вот «ребятам» не мешало бы помнить, что «самоопределение» и лично Альбин выиграли выборы под лозунгами за «Великую Албанию» и на признании и интеграции в своих желаниях могут не остановиться.
У президента Сербии Александра Вучича и без откровений Курти было понимание того, что США и ЕС будут давить на Белград по признанию независимости их совместного детища. И поздравление от Байдена, с декламацией чего сербам не хватает для того, чтобы стать «хорошими» - весьма наглядный тому пример.
Чтобы иметь хоть какой-то успех в сопротивлении таким «уговорам», не мешало бы иметь союзников не только на международной арене, но и хотя бы номинальное их физическое присутствие в спорном районе. И если Вучич декларирует, что Сербия не признает Косово, ничего не получив, ему стоит четче сформулировать свои позиции.
А для защиты до сих пор не созданного косовоалбанцами и НАТОвцами на севере края автономного Сообщества сербских муниципалитетов, являющегося «камнем преткновения» в достижении соглашения, пригласить на основании межгосударственного соглашения российский миротворческий контингент. Пока армия Косово и сотоварищи из KFOR не «урегулировали» этот вопрос, как в марте 2004 года.