Иранская нефть: не ждем быстрого возврата

Рынок волнуется каждый раз, как только слышит про возвращение дополнительных объемов нефти. Это понятно, ведь нефть будет стоить сверх 60$/барр., если будет предсказуемый понятный дефицит на рынке при сильном спросе. А новые баррели — качают равновесие и вносят сумятицу.

В феврале нефть волновалась из-за Д. Байдена. Администрация 46-го президента США форсировала снятие санкций с Ирана своими заявлениями по желаемому возврату в ядерную сделку.

neft1.png

Снятие ограничений с Тегерана позволит стране добавить 2 млн барр./сутки к имеющимся 92-93 млн барр./сутки за короткий промежуток времени.

Мы посмотрели на экономическую сущность вопроса, а также на политическую составляющую и не ждем быстрого разрешения этого вопроса. Подробнее об этом и нашем взгляде на торговлю черным золотом читайте в статье.

Сделка была заключена в 2015 году, а в 2018 США из нее вышли


С 2015 по 2018 год между Ираном и форматом 5+1, в котором участвовали США, был достигнут баланс по сделке с Ираном. Тогда Исламская Республика обязалась проводить мирные ядерные исследования, предоставить все ядерные объекты в стране под мониторинг МАГАТЭ, а также вывезти бОльшую часть обогащенного урана за границу.

 

Однако с 2017 по 2018 гг. Дональд Трамп в лице США вышел в одностороннем порядке из сделки с Ираном и обложил страну санкциями в отношении вывоза экспорта нефти.

Тогда иранская добыча резко сократилась с 3,8 млн барр./сутки до 2 млн барр./сутки, а экспорт «черного золота» упал до практически нулевого значения (по некоторым данным Иран экспортирует ~500-600 тыс. барр./сутки, осуществляя махинации с танкерами).

После снятия санкций ~2 млн барр. придет на рынок за несколько месяцев


На данный момент санкции еще действуют, и Тегеран ограничен в своих возможностях экспорта энергоносителей на открытый рынок. Но СМИ говорят о грядущем росте добычи нефти в Исламской Республике.

Объемы увеличения. Чистый приток нефти на рынок при снятии санкций может составить до 2 млн барр./сутки. Другими словами, Иран нарастит свой экспорт до значений 2015-2018 гг.

Темпы. Иранские высокопоставленные лица утверждают, что могут молниеносно увеличить добычу нефти при соответствующем решении. Однако ряд аналитиков считает, что Ирану потребуются недели для этого процесса.  К примеру, в свежем анализе от Goldman Sachs рост иранской добычи растянут на 2 квартала.

neft2.png

Источник: GS

Мы предполагаем, что рост добычи будет происходить по ливийскому сценарию и займет несколько месяцев. Затруднения могут возникнуть при разработке ряда консервированных объектов.

Политика будет тормозить реальное заключение сделки


Администрация Байдена 18 февраля демаршем в лице попыталась возобновить диалог по ядерной сделке и с условием иранского соблюдения прошлых договорённостей снять санкции с Исламской Республики. Иран холодно отреагировал на выступление, но в лице Мохаммада Зарифа (министра иностранных дел Ирана) показал, что готовы к синхронизированному решению вопроса с позиции обоюдного выигрыша.

В политическом отношении у сделки есть несколько тормозов, которые будут ей препятствовать:

  1. Аппетиты США в продвижении демократии и использования контактов с Ираном для остановки поддержки последней террористических организаций на Ближнем Востоке.
  2. Выборы в Иране в июне 2021 г. Они несут в себе политическую неопределенность для мирового сообщества. Поэтому заключение глубоко проработанного соглашения, вероятнее всего, будет отложено до осени.
  3. Неопределенность в очередности. Иран обвинил США в том, что они первыми нарушили условия сделки. Исламская Республика, в свою очередь, продолжала накапливать ядерное топливо в стране сверх норм 2015 г. Также 15 февраля лидер ИРИ А. Хомейни заявил, что страна будет обогащать уран до тех объемов, которые сама себе определит. В этом вопросе, указов она терпеть не будет. В таких условиях Вашингтону и его «большой претензии» на гегемонию будет сложно признать себя виноватым, первым снять санкции и сделать большие уступки агрессивным выпадам Тегерана. Особенно это странно выглядит перед европейскими партнерами и Израилем.
  4. Отсутствие активных посредников. Соглашение с Ираном было осуществлено в формате 5+1. Поэтому, по мнению аналитиков, для новой сделки нужны Россия, Китай и др. страны. С Москвой и Пекином у администрации Байдена сейчас натянутые отношения из-за санкционной риторики и действий Д. Трампа. Поэтому посредничество других стран также встречает затруднение. Иранская карта может быть разыграна Россией или Китаем при получении «дополнительных очков», но предполагается, что страны будут действовать более прагматично.
  5. Первоначальная критика Израилем и другими лидерами любых соглашений с Ираном. В этой логике мирный договор с Тегераном не увенчается успехом, а умиротворение Ирана становится унизительным.


Экономическая логика Ирана ясна, а также понятна палитра политических обстоятельств, которые затрудняют быстрое заключение соглашения между Вашингтоном и Тегераном. Отсюда мы считаем, что вопрос возвращения 2 млн барр./сутки становится вопросом нескольких кварталов.


Мы сохраняем свой взгляд на нефть


Ситуация вокруг иранской нефти неоднозначная. Получается, что вопрос ее возврата на рынок — это минимум лето-осень или 2-3 квартала от текущего момента. Такие далекие события рынок может закладывать, но на дальние фьючерсы.

Отсюда мы считаем, что нефть можно торговать без изменений, а российский нефтегаз с уходом санкционной риторики будет в фаворе и догонит зарубежных коллег :)

Резюме


Администрация Д. Байдена выражает свою готовность заключить сделку с Ираном. Тегеран же пытается сначала добиться снятия санкций и нарастить добычу на 2 млн барр./сутки.

Такой объем негативно отразится на нефтяных котировках: можно ожидать возвращения стоимости Brent к 50 $/барр. и ниже при условии доп. возвращений саудовской нефти и инертности ОПЕК+.


Статья написана в соавторстве с аналитиком Никитой Куйдо

Источник:
14:55
16508
+4
15:58
ГЫЫЫ!!!
Мир перевернулся: теперь персы троллят американцев! Ну что, если глядеть стратегически — поведение персов вполне имеет смысл: загнать цены на нефть повыше и одновременно сделать две вещи: выторговать условия получше и нанести экономический ущерб заклятому врагу.