Санкции. Какие? За что? Когда?
Всем привет! Санкции… Какие? За что? Когда? Так много вопросов, так мало ответов. Россия ждала продолжения санкций на прошлой неделе, но его пока что не последовало. В этой статье предлагаю разобраться:
- За что уже ввели санкции и какие;
- Когда ожидать продолжения;
- Какие это могут быть санкции;
- Кто за них отвечает.
Какие санкции уже ввели и за что
Применение химического оружия
2 марта Госдеп США объявил о введении санкций против России по закону CBW Act от 1991 года, описывающему санкции за применение хим. оружия. Когда президент США устанавливает, что страна использовала запрещенное химическое оружие (в деле об отравлении Навального это уже произошло), в отношении государства вводятся санкции первого этапа. Это 5 мер:
- Запрет на любую помощь со стороны США, кроме срочной продовольственной и гуманитарной.
- Запрет на поставку оружия.
- Запрет финансирования поставок оружия.
- Запрет на выделение гос. кредитов США.
- Запрет экспорта технологий из США, связанных с нац. безопасностью.
Этот перечень вводится автоматически в обязательном порядке, но может быть смягчен по усмотрению Белого дома, как это было сделано в 2018-2019 гг. Но в этот раз все 5 мер были введены практически в полной мере, за исключением гуманитарной помощи и части экспортных поставок двойного назначения, прежде всего связанных с космосом.
Были введены санкции против 7-ми высокопоставленных чиновников, которые попали в список Specially Designated Nationals (SDN) — это список лиц особых категорий. Также ввели меры против 14-ти структур.
После первого этапа у России есть 90 дней (до 2 июня) на то, чтобы признать нарушение, прекратить использование хим. оружия и дать гарантии на будущее, что этого не повторится, а также допустить международные инспекции. В случае невыполнения этого условия президент США обязан ввести второй пакет санкций, в котором уже есть жесткие меры. При этом у Белого дома есть выбор: президент обязан ввести минимум 3 меры из перечня, перечисленного в законе:
- Запрет на кредитование госструктур страны-нарушителя американскими банками (в этот пункт входят подпункты касательно первичного и вторичного российского рублевого госдолга).
- Запрет на экспорт в страну или импорт из страны любых товаров, кроме продовольствия.
- Запрет на посадку в США гос. авиакомпаний страны-нарушителя (негатив для Аэрофлота).
- Снижение уровня или приостановка дипломатических контрактов.
- Отказ США от поддержки финансирования страны международными и банковскими институтами.
В 2018-2019 гг. Россия уже проходила этот путь — после отравления Скрипалей. Но тогда, на первом этапе, администрация Д. Трампа сделала исключения, и остался лишь запрет на продажу в Россию товаров, связанных с национальной безопасностью. А на втором этапе Трамп выбрал три самых мягких меры:
- Запрет американским банкам на участие в первичном российском валютном госдолге.
- Отказ голосовать за финансирование России в МВФ и Всемирном банке.
- Запрет любых поставок в Россию, которые могут способствовать производству биологического и химического оружия.
Вывод: скорее всего Россия не выполнит требуемых от неё условий, и 2 июня мы увидим, какие именно санкции введут против нас, вероятны и жесткие санкции на рублевый госдолг.
Хакерская атака на сервера SolarWinds Corp
30 марта вышла новость о том, что администрация США завершает подготовку к тому, чтобы ответить на взлом хакерами серверов техасской компании SolarWinds Corp. Со слов советника американского президента по нацбезопасности Джейка Салливана ответ может включать санкции, высылку российских дипломатов, обвинения в адрес подозреваемых или какое-то скрытое кибервозмездие против России.
По этому направлению вряд ли будут жесткие санкции, скорее всего будут исполнены президентские указы №13757 и №13694, которые позволяют Вашингтону замораживать американские активы лиц, участвующих в «кибернетической» деятельности из-за рубежа, угрожающей национальной безопасности США, внешней политике, экономическому благосостоянию или финансовой стабильности США.
Вывод: скорее всего санкции по этому направлению будут носить персонализированный характер, будут анонсированы 2 июня.
Вмешательство в выборы президента США
По этому направлению информация в СМИ в последний раз появлялась 16 марта, и было сказано, что на следующей неделе будут объявлены санкции, связанные со вмешательством в выборы. При этом подробностей никаких не раскрывали, санкций пока тоже не огласили, но сказали, что они будут нацелены на несколько стран, включая Россию, Китай и Иран.
По этому направлению также вряд ли будут жесткие санкции: скорее всего, будет исполнен президентский указ № 13848, согласно которому правительство США может заморозить находящиеся в США активы иностранных физических или юридических лиц, которые прямо или косвенно вмешивались в выборы в США.
Вывод: скорее всего, санкции по этому направлению будут носить персонализированный характер, конкретика уже должна была быть, но пока не сказали, следим за ситуацией.
Кто придумывает санкции
Разработкой санкционного пакета занимаются советник замглавы Минфина Элизабет Розенберг и старший директор в совете нац. безопасности Питер Харрел. Розенберг курирует направление, связанное с ответом США на кибератаку против компании SolarWinds.
Судя по статье из FT, в США сформировались 2 группы по вопросам подхода к составлению пакета новых санкций. Сторонником первой выступает Виктория Нуланд. Эта группа настаивает на том, что санкции должны быть жесткими. Вторая группа состоит из кадровых бюрократов из минфина и госдепа, которые согласны с введением санкций, но обеспокоены их потенциальной эффективностью и возможным негативным влиянием на американскую экономику. В пример они приводят санкции на Олега Дерипаску и «Русал», которые были введены в 2018 году и вызвали рост котировок на алюминий, а затем были отменены, после «косметической перетасовки» акций Русала.
Аргументом против жестких санкций выступает и само законодательство США, которое позволяет легко ввести санкции, но не позволяет таким же образом их отменить, даже если это потребуется для улучшения ситуации.
Как говорится, верь в лучшее, готовься к худшему. Продолжаем следить за развитием событий.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Виктором Низовым