Импортные пошлины на сталь и алюминий: главные аутсайдеры
Одной из главных тем прошедшей недели стали двухдневные переговоры представителей США и Китая по вопросам внешнеторговых отношений. Данная тема встала особенно остро перед мировым экономическим сообществом еще в марте. 8 марта Дональд Трамп подписал указ о введении торговых пошлин на импорт стали и алюминия в США в размере 25% и 10% соответственно. Ограничения должны были вступить в силу 23 марта, однако для целого ряда стран было сделано исключение. Канада, Мексика, Аргентина, Австралия, Бразилия, Южная Корея и страны ЕС в срок до 1 мая могли заключить дополнительные торговые соглашения с Соединенными Штатами. К обозначенной дате стране удалось достичь договоренности о снижении импорта стали из Южной Кореи, а также прийти к принципиальному соглашению по сокращению импортных поставок стальной и алюминиевой продукции из Аргентины, Австралии и Бразилии. При этом срок введения пошлин для Канады, Мексики и стран ЕС был отложен до 1 июня.
Первый серьезный виток «торговой войны» сложно объяснить только демпинговыми факторами – в случае защиты от более дешевой зарубежной продукции в международной практике, как правило, пошлинами облагаются либо конкретные страны, либо отдельные производители. Согласно данным ВТО, на 31 декабря 2017 года в США действовало 167 ограничительных мер на импорт стали. Из них почти 75% (или 125 мер) носили антидемпинговый характер. В ситуации с введением новых пошлин представители США ссылаются на защиту интересов национальной безопасности (в 2000 году в сталелитейной отрасли страны работало 208 тыс. человек, а к концу 2017 года показатель упал до 142 тыс. человек), хотя выступления президента прямо не подтверждают данную позицию.
В частности, Дональд Трамп заявил о готовности «продемонстрировать друзьям США, которые относятся справедливо по отношению к стране в военных и торговых вопросах, большую гибкость и готовность к сотрудничеству». По мнению целого ряда стран, действия США идут вразрез с нормами ВТО. В апреле запросы во всемирную организацию подали Россия, Китай, Индия и ЕС. При этом вскоре после продления «ультиматума» Еврокомиссия выступила с критикой действий США. Экономический блок требует от страны полного и постоянного исключения в вопросе применения импортных пошлин на сталь и алюминий, так как действия ЕС на данном рынке, по мнению Еврокомиссии, никак не угрожают национальным интересам Соединенных Штатов.
НАИБОЛЬШИЕ ОПАСЕНИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА ВЫЗЫВАЮТ ТОРГОВЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ США И КИТАЕМ. ИЗ 167 ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР НА ИМПОРТ СТАЛИ В СТРАНУ ПО ИТОГАМ 2017 ГОДА МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО (28 МЕР) БЫЛО НАПРАВЛЕНО НА ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА КИТАЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ.
Новое руководство Соединенных Штатов недовольно сохраняющимся дефицитом в торговле с Поднебесной – по итогам 2017 года дефицит торгового баланса между США и Китаем достиг $375 млрд. На этом фоне 22 марта Дональд Трамп анонсировал намерение обложить ввозными пошлинами целый ряд китайских товаров, ежегодный объем импорта которых в страну оценивается в $60 млрд. К началу апреля Китай выступил с ответными мерами – ввозные пошлины были введены для 128 наименований американской продовольственной продукции, импорт которой в страну в 2017 году достиг $3 млрд.
Перспектива открытой торговой войны вынудила стороны провести 2-дневные переговоры 3- 4 мая. Судя по сообщениям целого ряда источников, какого-либо заметного прогресса в переговорах достичь не удалось, так как американская сторона требует от Китая сразу нескольких уступок в одностороннем порядке. Среди них: снятие ограничений на американские инвестиции в некоторые отрасли китайской экономики, усиление защиты американской интеллектуальной собственности, ликвидация государственных субсидий в Поднебесной для предприятий сферы высоких технологий, отзыв всех исков Китая к США из ВТО, а также гарантия того, что Китай не намерен принимать ответных мер в ответ на перечисленные уступки.
Решение данного вопроса, похоже, является принципиальным для страны, на фоне чего руководство Штатов готово нести потери на внутреннем рынке. Большая часть американских представителей сектора занимается именно обработкой металлов, а не чёрной металлургией. Введение ввозных пошлин приведёт к росту производственных затрат американских металлообрабатывающих предприятий. В течение месяца после объявления о введении импортных пошлин стоимость некоторых видов алюминия на Лондонской бирже металлов (LME) повышалась на 20% и более. Вместе с тем, от введения данных ограничений, по нашему мнению, существенно могут пострадать только некоторые страны.
Сталь
По итогам 2017 года почти 8% общемирового импорта стали приходилось на США (второе место по данному показателю занимала Германия). При этом темпы роста объема импортируемой стальной продукции в Штаты достигли 15% г/г, а сам индикатор остановился на отметке 34,6 млн. метрических тонн. В денежном выражении показатель прибавил 31% г/г и достиг $29 млрд.
Импорт стальной продукции в США
Источник: IHS Global Trade Atlas Database
Среди главных поставщиков стальных изделий – Канада, Бразилия и Южная Корея. Замыкают десятку крупнейших импортёров стали в США такие страны как Мексика, Россия, Турция, Япония, Германия, Тайвань и Китай. Данные десять стран в 2017 году поставили в США 77% всей импортируемой стали (26,8 млн. метрических тонн). В период с 2011 года по 2017 год Бразилия и Южная Корея в совокупности нарастили импорт стальных изделий в США на 54% г/г, что вызывает вопросы у американских властей. Тем не менее, данные страны уже достигли предварительного соглашения с Соединенными Штатами о сокращении объема импорта, поэтому данный этап «торговой войны» должен пройти для них достаточно плавно.
В свою очередь, по нашему мнению, наибольшие проблемы после введения пошлин испытают корпорации из стран «второго эшелона», которые в последние годы интенсивно наращивали поставки стальной продукции в США (Россия, Турция, Тайвань). Именно в переговорах ними Штаты могут занять принципиальную позицию. В ходе данного процесса представители сталелитейной отрасли перечисленных стран будут вынуждены искать новые каналы сбыта для своей продукции, ведь именно за счёт них США намерены вернуть рабочие места американским металлургам. Если в 2008 году загрузка производственных мощностей в сталелитейной отрасли страны достигала 81,4%, то в 2016 году показатель упал до 69,4% при среднем показателе 2011- 2014 гг. в 76%. При этом мы ожидаем, что США не будут вступать в конфронтацию с Германией, несмотря на планомерный рост объемов импортируемой в Штаты немецкой стальной продукции в течение последних лет.
Объем импортных поставок стальной продукции в США
Источник: United States Department of Commerce, Bureau of the Census, Foreign Trade Division, IHS Global Trade Atlas Database
* предварительные данные за год рассчитаны на основе статистики за 10 месяцев (импорт за 10 месяцев умножается на 12/10)
Алюминий
Соединенные Штаты также являются одним из крупнейших потребителей алюминия. При этом почти 55% мирового объема производственных мощностей в данной сфере принадлежит Китаю (40,1 млн. метрических тонн по итогам 2016 года), в то время как США по данному показателю занимают только шестое место (1,74 млн. метрических тонн). Примерно аналогичная ситуация наблюдается и в динамике объемов производства первичного алюминия: по итогам 2016 года мировой объем производства первичного алюминия достиг 57,6 млн. метрических тонн, из которых США произвели всего 0,84 млн. метрических тонн. Алюминиевая отрасль страны, кажется, находится в худших условиях, нежели сталелитейная. Среди шести крупнейших производителей первичного алюминия у Соединенных Штатов самый маленький показатель загрузки производственных мощностей (48% по итогам 2016 года при показателе 71% у Индии, следующей по данному индикатору на втором месте с конца).
Загрузка производственных мощностей в 2016 году (производство первичного алюминия)
Источник: U.S. Geological Survey, Mineral Commodity Summaries, January 2017
Между тем, американские корпорации авиационной, строительной, автомобильной и других отраслей продолжают наращивать потребление алюминия. В 2016 году объем потребления первичного алюминия в стране достиг 5,4 млн. метрических тонн, увеличившись за год на 4%. С учётом всех изделий, экономика США по итогам года потребляла 9,3 млн. метрических тонн алюминиевой продукции, из которых 64% обеспечивались импортными поставками. Для сравнения, в 2006 году аналогичный показатель равнялся 51%. В стоимостном выражении импорт алюминиевых изделий в США по итогам 2016 года достиг $13 млрд.
При этом местные производители (Alcoa, Century Aluminum) не только сокращают производство, но и полностью приостанавливают работу некоторых месторождений. Если в 2012 году объем производственных мощностей первичного алюминия в США достигал 2,72 млн. метрических тонн, то к ноябрю 2017 года данный показатель упал до 1,82 млн. метрических тонн (среднее значение за 2017 год), в то время как загрузка производственных мощностей сократилась до 39%. Для сравнения, в 2012-2015 гг. данный показатель находился выше отметки 70%.
Объем импортных поставок алюминиевой продукции в США
Источник: US Census Bureau
* предварительные данные за год рассчитаны на основе статистики за 11 месяцев (импорт за 11 месяцев умножается на 12/11)
Среди крупнейших импортёров алюминия в США – Канада, Россия и ОАЭ. Замыкают десятку Китай, Бахрейн, Аргентина, Катар, Германия, ЮАР и Венесуэла. С учетом всех алюминиевых изделий максимальный дефицит по данному направлению наблюдается с Канадой, Китаем, Россией и ОАЭ ($8,4 млрд. в январе-октябре 2017 года при общем торговом дефиците по данному направлению $9,3 млрд.). Судя по статистическим данным, достигнутые с Бразилией, Австралией и Аргентиной договоренности относительно сокращения импортных поставок алюминия в страну не окажут ощутимого эффекта на общее состояние американского алюминиевого сектора.
Чтобы вернуть к жизни местные производства, стране необходимо будет пересмотреть условия торговли алюминиевыми изделиями с Канадой, Китаем, Россией и/или ОАЭ. В условиях уже наметившегося противостояния, наиболее тяжелые переговоры, по нашему мнению, ожидают Россию и Китай. Вместе с тем, в январе-октябре 2017 года 45% всего дефицита торгового баланса страны по направлению алюминиевой продукции обеспечил рост импортных поставок металла из Канады. На этом фоне США могут занять жёсткую переговорную позицию в данном вопросе и со своим географическим соседом. Мы предполагаем, что вероятность данного негативного сценария невысока, однако в случае его реализации, канадским производителям придётся перестраивать географию сбыта, которая была отлажена в течение десятка лет.