Чем закончатся переговоры по СВПД?
Бездоказательные обвинения США в адрес Ирана в нарушении «ядерной сделки» свидетельствуют о создании американской стороной условий для пересмотра существующих международных договоров по контролю над ядерными вооружениями на условиях, выгодных Вашингтону.
Соглашение 2015 года, официально именуемое Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД), представляет собой договор, предусматривающий ослабление международных санкций против Ирана в обмен на сдерживание страной своей ядерной программы. Администрация бывшего президента Барака Обамы совместно с лидерами ведущих держав (Великобритании, Франции, Германии, России и Китая) достигли соглашения с иранским правительством в вопросе подписания этой ядерной сделки. Однако сменивший Обаму на посту президента США Дональд Трамп в 2018 году под надуманными предлогами вышел из этого договора, повторно введя жесткие санкции против Исламской республики.
Возвращение в СВПД еще в период предвыборной кампании Байдена называлось одним из приоритетов будущей администрации во внешней политике, но вот перейти от слов к делу американским дипломатом не удается, прежде всего, из-за их недоговороспособности. В Белом доме настаивают на том, чтобы для начала власти Ирана отказались от мер, направленных на возобновление программы по получению урана оружейного качества. При этом представитель Госдепа 9 апреля уже заявил журналистам, что отменять все санкции, введенные против Ирана во время президентства Байдена, не планируется; таким образом, Вашингтон хочет оставить себе возможность сохранения экономических ограничений, чтобы и дальше использовать их в качестве рычага давления на Тегеран.
Высший лидер Ирана великий аятолла Али Хаменеи подверг резкой критике действия администрации президента США Джо Байдена и европейских лидеров в рамках возвращения страны Персидского залива к своим обязательствам по ядерной сделке 2015 года. В ходе выступления в эфире иранского телевидения он заявил: «Их предложения высокомерны и унизительны, они даже не заслуживают того, чтобы на них смотреть».
По его мнению, Соединенные Штаты, заявляя о желании переговоров, делают это не для того, чтобы «принять правду». Европейские переговорщики, отметил верховный лидер, признают, что «право за Ираном», однако они лишены независимости в своих действиях. В то же время Хаменеи отметил, что Иран готов вернуться к соглашению, но только в случае, если его требования будут выполнены.
«Мы уже сообщили о своей позиции. Санкции должны быть сняты в первую очередь. Как только мы убедимся, что это было сделано, мы вернемся к нашим обязательствам в рамках договора. Мы не готовы уступать США, поскольку, как показывает мировая практика, именно они неоднократно нарушают свои обещания, – заявил иранский лидер.
Переговоры осложнил случившийся недавно инцидент в иранском городе Натанзе – 11 апреля, после того, как там был запущен цех по производству усовершенствованных центрифуг, в распределительной сети объекта по обогащению урана произошел взрыв. Возникли перебои с энергоснабжением. Тегеран обвинил Израиль в причастности к этому нападению. Американские СМИ тотчас со ссылкой на высокопоставленный источник в Белом доме начали активно распространять информацию о непричастности Вашингтона к этому происшествию. Не исключено, что это было сделано с целью отвести от себя подозрения, так как именно США и Израиль являются принципиальными противниками иранской ядерной сделки, считая, что под ее прикрытием Тегеран работает над созданием ядерного оружия.
Несмотря на то что эта сделка выгодна всем сторонам, в том числе США, и Байден хотел бы сохранить соглашение, Вашингтон в данном процессе пытается усилить свои переговорные позиции и оказать давление на Иран. Таким образом, если США и в самом деле готовы согласовывать план действий для возобновления СВПД, то они должны пересмотреть свою санкционную политику против Ирана.