Что заставило США обеспокоиться судьбой армян?
В день 106-й годовщины геноцида армян в Османской империи президент США Джо Байден впервые официально заявил о признании Белым домом этого события. Выступление получило резко негативную реакцию в Анкаре: глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу даже назвал слова американского лидера основанными на популизме.
Жонглирование термином «геноцид» является пренебрежением не только по отношению к родственникам жертв резни армян, Холокоста, геноцида в Руанде и других случаев массового истребления по национальному признаку, но также представляет собой оскорбление международного права. Одним из недавних примеров является признание Вашингтоном «геноцида» уйгуров в китайском Синьцзяне, недостойное для страны, которая стремится выступить на международной арене в качестве главного поборника прав человека.
Понятие геноцида четко определено в Конвенции 1948 г. о геноциде и в статье 6 Римского статута Международного уголовного суда. Наиболее уважаемые международные трибуналы отдельно согласились с тем, что доказательство совершения геноцида должно включать множество факторов, в том числе документальное подтверждение намерения полностью или частично уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Утверждения американских представителей о том, что китайское руководство несет ответственность за геноцид в Синьцзяне, не было подкреплено даже намеком на доказательства. Это является примером идеологизированной позиции в худшем ее проявлении, к тому же мотивированной геополитикой. В Пекине могут с большей обоснованностью обвинять Вашингтон в «продолжающемся геноциде» коренного населения Америки.
Выдвигая необоснованные претензии, правительство США продолжает подрывать авторитет к себе, демонстрируя, что права человека для него являются оружием в борьбе против геополитических противников. Случай с уничтожением армянского населения в Турции – лишь очередное тому подтверждение. Достаточно посмотреть на период времени, который потребовался американской администрации, чтобы принять данное решение. Что изменилось за прошедшие с геноцида в Османской империи 106 лет? Пожалуй, ничего, кроме отношений с Турцией – они на протяжении последних нескольких лет продолжают неуклонно ухудшаться. Именно стремление задеть Анкару, когда-то являвшуюся главным союзником Вашингтона на Ближнем Востоке, и заставило Байдена внезапно продемонстрировать сочувствие армянскому народу.
Таким образом, администрация США продолжает обесценивать значение страшного термина «геноцид», рассматривая правозащитную тематику как инструмент укрепления своего влияния в мире и достаточно вольно трактуя содержание этого преступления в зависимости от собственной позиции по каждому конкретному случаю, которая, в свою очередь, с течением времени меняется. Но, очевидно, в данном случае причины этого «широкого жеста» Вашингтона ясны для всех – слишком хорошо просматривается политическая конъюнктура, на фоне которой Байден выступает со столь громким заявлением. Уместно классическое выражение в несколько модифицированном виде: «ничего личного, только политика».