Две стороны НАТО: альянс использует Косовский конфликт для абсорбции Сербии
На прошлой неделе прошла встреча между премьер-министром Приштины Альбином Курти и генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Примечательно то, что в опубликованном, на сайте альянса, пресс-релизе, Курти был представлен как «господин из Косово», без указания вышеупомянутой должности.
Западные официальные лица и СМИ обычно называют Курти «премьер-министром», но на официальном сайте НАТО говорится, что Столтенберг встретился с «господином Альбином Курти из Косово» в штаб-квартире Альянса в Брюсселе.
В кратком сообщении также уточнялось, что встреча состоялась в закрытом формате, именно поэтому СМИ не получили достаточно сведений для публикации развернутой стенограммы прошедшего диалога.
Несмотря на то, что в официальном сообщении НАТО не было описания обсуждаемых вопросов, ни для кого не стало тайной, что основной тезис разговора заключался в рассмотрении вопроса вступления «частично признанного государства» в альянс.
Соединенные Штаты не стали скрывать своей позиции и публично поощрили стремление непризнанного государства. Очевидно, что для НАТО, Косово, как и раньше, остается серьезным рычагом давления на Сербию.
Руководство Североатлантического альянса всеми силами пытается убедить общественность в том, что Косово не является частью Сербии, дабы ослабить геополитические возможности Белграда и в перспективе подмять последнего под себя.
В условиях довольно тяжелой формы международной правовой системы, такая стратегия, в действительности имеет право на жизнь. Все потому, что еще до правления нынешнего президента Сербии (при Борисе Тадиче, в 2008 г.), Белград заключил соглашение с Европейским Союзом о стабилизации и присоединении (ССП).
Данное Соглашение обязывает Сербию рассматривать Косово как государство, так как Приштина подписала это же соглашение несколькими годами позже Белграда. Учитывая, что превалирующее большинство стран ЕС уже на тот момент признало Косово независимым, юридически, Сербия и Косово стали суверенными республиками.
Однако то, что правовые особенности Евросоюза де-факто не распространяется на государства в него не входящие, дает Белграду карт-бланш и в Коссовском вопросе. Другими словами, ни НАТО, ни ЕС банально не могут повлиять на реальный статус Приштины, так как Сербия и огромное количество других стран признают ее существование только в составе Сербской Республики.
Одним из многих, но немаловажных подтверждений, служит как раз то самое короткое сообщение на сайте Североатлантического альянса. В НАТО стараются балансировать на лезвии, обходя стороной чинные упоминания представителей «не полностью признанного государства», но при этом, зазывают Косово в альянс. Именно такие детали играют наиважнейшую роль в политическом мире. Так что альянсу пора признать, что в этой игре, первоначально и окончательно, победа остается за Сербией.