Саммит Путин-Байден: в Америке меняют «врага №1»?
Переговоры на высшем уровне между президентом США Джозефом Байденом и президентом России Владимиром Путиным завершились заявлениями глав государств о том, что диалог был «хорошим», «позитивным» и «вполне конструктивным». На фоне усиливающегося соперничества с Китаем в США, похоже, решили ослабить напряженность в отношениях с Москвой. По крайней мере, пока.
Выступая на отдельных пресс-конференциях, Путин и Байден заявили, что их более чем двухчасовая беседа охватила целый ряд тем, включая контроль над вооружениями, конфликт на Украине, освоение Арктику, кибербезопасность, права человека и экономику. Не сообщая подробностей, стороны отметили, что дальнейшие встречи на высоком уровне будут проводиться с целью восстановить стратегическую стабильность.
Несмотря на то, что вашингтонские чиновники неоднократно делали враждебные заявления в адрес российского руководства, на этот раз американский президент заявил, что «никаких угроз» не было и что российский коллега даже предложил «помощь» по вопросам, связанным с Афганистаном, Ираном и Сирией. Относительно мало было сказано об Алексее Навальном, часто воспеваемом в США представителе «демократической оппозиции» (как его там называют), хотя Байден и отметил, что было бы плохо, если бы он умер.
В американской прессе по итогам мероприятия, казалось, были искренне разочарованы тем, что встреча получилась не такой «кровожадной». Многие в американских СМИ и правящем истеблишменте ожидали, что смена команды в Белом доме после избрания Байдена станет сигналом к более жесткой политике в отношении Москвы.
Однако не все так просто. Тактический сдвиг в отношениях Вашингтона с Россией приведет к продолжению как внутренних, так и внешних конфликтов. После окончания пресс-конференции Путина глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель заявил, что ЕС ожидает «дальнейшего ухудшения отношений» с Москвой.
Какой бы тактический маневр ни пытался осуществить Вашингтон, его готовность обострить отношения с Москвой также подчеркивалась. Американская сторона заявила, что если российское руководство не будет соблюдать международные нормы, то его авторитет во всем мире снизится, и это повлечет за собой «последствия».
В свою очередь, Путин указал на поддержку США организаций по построению «демократии» в России, которые, по его мнению, являются не более чем марионетками американской внешней политики. Российский президент указал также на убийства полицейских в США, существование «черных точек» ЦРУ и продолжающееся функционирование тюрьмы Гуантанамо как примеры американского лицемерия в вопросах прав человека.
Под внешним видом благодушия, которое все-таки попытались продемонстрировать Байден и советники, которые готовили его к встрече, скрывается взрывоопасная напряженность. США наращивают свое военное присутствие на Украине, в Черном море и Арктике. Но все чаще на первый план, как это было продемонстрировано на саммите G7, выходит мнение, что основным источником угроз для США и стран Европы является Китай.
Комментируя точку зрения о том, что российско-американские отношения напоминают эпоху Холодной войны, Байден заметил, что Россия имеет «границу с Китаем протяженностью в несколько тысяч миль. Китай движется вперед... стремясь стать самой мощной экономикой в мире», а российская «экономика испытывает трудности». Если не принимать во внимание тактические повороты, очевидно, что стремление американских правящих кругов обеспечить глобальную гегемонию все еще может стать причиной нестабильности на международной арене.