Трагедия с погромом и расстрелами
75 лет назад в польском городе Кельце произошел один из самых массовых погромов против еврейского населения в послевоенное время. Более 40 евреев было убито, 85 оказались в больницах с ранениями. В несколько следующих месяцев Польшу покинуло порядка 35 тысяч еврейского населения, опасаясь за свою жизнь. Спустя 50 лет руководство страны признало вину за преступление и принесло извинения. Сейчас этот день носит статус национального траура, но до сих пор официальная версия причин погрома не установлена.
Следствие по факту произошедшего продолжалось 2 дня. На скамье подозреваемых оказалось 12 человек, 10 из которых были приговорены к высшей мере наказания. Даже президент Польши Болеслав Берут отказался от своего права на помилование, и все приговорённые к смертной казни были расстреляны. Историки и эксперты не раз возвращались назад в прошлое и пытались воссоздать полную картину произошедшего. Очевидно только одно – произошедшее стало провокацией. Считается, что поляки напали на евреев после сообщений о ритуальном убийстве 8-летнего мальчика, который позже вернулся от родственников, проживающих в деревне. Но толпу было уже не остановить.
Геноцид евреев на территории Польши в период гитлеровской оккупации не раз становился предметом обсуждения и осуждения со стороны всего мирового сообщества. На территории страны действовало огромное количество концентрационных лагерей, в которых ежедневно убивались тысячи людей. Немецкая машина чистки и истребления работала на полную мощность. Поляки, наблюдавшие это все воочию, вышли на погромы с лозунгами о необходимости «завершения дела Гитлера». Загнанные в кельцейский дом евреи осознавали безвыходность своего положения. Война закончилась, а гонения нет. Руководство страны издало указ, позволявший евреям легально эмигрировать из страны без получения разрешений на выезд.
Тем не менее, среди правящих элит Польши существовало устойчивое мнение, что к погромам причастны органы государственной безопасности Советского Союза. На протяжении почти 15 лет в период с 1991 по 2004 год Комиссия по расследованию преступлений против польского народа польского Института национальной памяти проводила собственное следствие, пытаясь по крупицам воссоздать предпосылки трагедии. Итогом расследования стало заключение об отсутствии заинтересованности «советской стороны в провоцировании событий». Не получилось переложить ответственность.
В Польше с завидной периодичностью появляются книги, посвященные проблемам антисемитизма в послевоенное время. Писатели через призму своего опыта и идеологии пытаются рассказать всему миру о своем личностном восприятии произошедшего, отказываясь опираться на исторические факты.