Сложности с доверием: европейцы не пускают Турцию в свою компанию
Отношения между странами НАТО продолжают ухудшаться и уже достигли такого уровня, что слово «союзники» вызывает грустную усмешку. На этот раз конфликт вспыхнул Турцией и Австрией, которая не захотела видеть в ЕС не внушающую доверия Анкару.
Уже несколько лет европейские государства (в основном из состава Евросоюза) говорят о необходимости создать на континенте независимую от США архитектуру реагирования на кризисы. Наибольшую обеспокоенность среди правительств этих стран вызывает необходимость координировать практически каждое решение с Белым домом и штаб-квартирой НАТО.
В частности, как доказали события последних десяти лет, членство в Североатлантическом альянсе абсолютно бесполезно, если дело доходит до настоящих проблем. Особенно пострадали от бездействия Брюсселя Испания и Италия, которые с середины 2010-х годов живут с наивысшим уровнем террористической угрозы, а в 2020 году приняли на себя первый удар, нанесенный коронавирусной инфекцией. И в обоих случаях руководство НАТО допустило халатное промедление, что стоило Риму и Мадриду тысяч человеческих жизней.
Сегодня необходимость стать частью структуры более эффективной, чем НАТО, стала очевидной и для Турции. Анкара регулярно подвергается притеснениям со стороны альянса, который запрещает ей преследовать интересы граждан республики.
Но путь турок к европейскому единству оказался нелегким: Австрия отклонила их официальный запрос на присоединение к Программе структурированного оборонного сотрудничества Евросоюза, так же известной как PESCO. Вена указала, что Анкара не придерживается демократических ценностей, а также некорректно себя ведет в отношении Греции и Кипра.
По словам Марка Пиерини, бывшего посла ЕС в Турции, а ныне аналитика Carnegie Europe, «позиция Австрии может казаться резкой, но она отражает общую позицию Евросоюза по вопросу участия Анкары в PESCO».
В результате, членство в НАТО не только не принесло Турции никаких дивидендов, но и навредило: сначала США загнали Анкару в жесткие рамки, мешая отстаивать национальные интересы, а затем, когда терпение у турок закончилось, объявили ее врагом альянса. Это негативно отражается и на Европе, которая, вероятно, могла бы стать сильнее вместе с Турцией, но опыт большого трансатлантического братства вынуждает европейцев не быть доверчивыми и не пускать в свою компанию всех желающих.