Все пальцы вместе – кулак
На встрече с членом президиума Боснии и Герцеговины Милорадом Додиком президент Сербии Александр Вучич передал проект закона о защите сербского языка и кириллицы, который парламенты Сербии и Республики Сербской планируют принять 15 сентября в День национального единства.
В Сербии была выдвинута инициатива о создании «Сербского мира» – единого культурного пространства всех сербов, и лидеры республик уделили этому особое внимание. Как прокомментировал Вучич: «Наша общность и наши совместные действия в сфере экономики, культуры, образования и исторической памяти ни на секунду не должны оказаться под вопросом». Как один из конкретных шагов на этом пути обсуждалось строительство магистральной дороги между населенными пунктами Кузмин и Бьелина.
Сотрудничество сербских республик действительно находится на высоком уровне, но в мире политики всегда есть «но»… В данном случае оно во многом обусловлено принципом «многовекторной» внешней политики Вучича и связано с назначением верховным представителем в Боснии и Герцеговине в обход СБ ООН немецкого дипломата Кристиана Шмидта. Основываясь на нарушении процедуры, Республика Сербская категорически не приемлет это назначение и отказывается признавать его легитимным, президент Сербии же считает это «объективными обстоятельствами» и намерен встретиться со Шмидтом, чтобы прояснить свое отношение к произошедшему и всему институту представителей.
Для Вучича, который пытается позиционировать себя в качестве лидера, который защищает всех сербов, в том числе и боснийских, ситуация весьма щекотливая. Мало его уступок по Косово, исходя из «объективной реальности», так если еще прогнуться и в БиГ – то запросто можно лишиться поддержки. В Сербии сейчас проживает много выходцев из Боснии, и для них этот вопрос отнюдь не риторический. Даже то, что примирение Додика с оппозицией произошло в результате усилий официального Белграда и все политические деятели боснийских сербов на данный момент признают Вучича в качестве верховного общенационального лидера, не дает ему «карт бланш».
Понятно, что руководство Сербии испытывает постоянное давление Запада, в том числе и по «образумлению» лидера Республики Сербской, но их «хотелки» не имеют границ. А вот «сдача» второго по величине сербского государственного образования, помимо внешнеполитического, имеет еще огромное внутриполитическое значение для самой Сербии.
Кстати, Шмидта верховным представителем в БиГ не признает не только Республика Сербская. Россия и Китай также заявили о том, что не признают его легитимность, более того, считают, что институт верховного представителя является пережитком прошлого. В этом отношении позиция Москвы более жесткая и принципиальная, чем у Белграда, и может послужить Вучичу неплохой опорой в достижении «компромисса».
Россия вообще фактически с самого момента создания Республики Сербской в составе БиГ оказывала ей большую политическую и дипломатическую поддержку. И продолжает это делать как в рамках международных форумов, так и в самой Боснии. Именно Россия выступает сейчас главным критиком назначения нового верховного представителя Шмидта. Более того, позицию Москвы поддержал Пекин.
Китай – страна, которая также испытывает активное противодействие со стороны Запада. Он активно участвует в инфраструктурных проектах в регионе, в той же Сербии, и заинтересован поддержать Баня-Луку как одного из лояльных себе партнеров. И его прямолинейность и экономическую мощь недооценивать не следует.
Имея за спиной поддержку России и Китая, пожалуй, можно встречаться не только со Шмидтом…