Почему каждый бизнес должен стать финтехом? Чтобы стричь купоны на каждом шагу
Toast, американская компания по автоматизации ресторанов, зарабатывает с обработки платежей в разы больше, чем с продажи подписки на софт: в 8.5 раз по выручке и в 2.8 раз по прибыли.
Они вошли во вкус, и запустили микро-кредитование своих подопечных кафешек на суммы до $100k. Как и положено в западной культуре, займы выдает банк-партнер, а Toast проводит скоринг и сбор платежей с заемщиков. Т.е. не берет на себя кредитный риск, зато получает комиссию за выдачу и обслуживание в любом случае.
Toast создан в 2011,
выручка $700M за полгода,
рост почти х2 год-к-году,
48 тысяч ресторанов в обслуживании.
Поэтому они воспользовались моментом хайпа 2021 и подали заявку в SEC на проведение IPO с прогнозом стоимости бизнеса в $20B.
Интересно, как дела у российских iiko и r_keeper?
iiko
создана в 2008 году,
подключено почти 40 тыс. ресторанов,
платежи не обрабатывают,
кредитов не дают,
выручка $11M/год.
r_keeper
основана в 1992 (!!!) году,
подключено 50+ тыс.ресторанов,
платежей и кредитов нет,
выручка $3.5M/год.
Интересно, что Сбер в свое время вышел из iiko и вошел в r_keeper, но в итоге поменял шило на мыло.
Оценить капитализацию обоих российских проектов почти невозможно, ибо крайний раз они привлекали раунды много лет назад, и анонсов про IPO я от них не слышал.
Резюме:
Если у вас есть аудитория и куча данных про ее транзакции — продавайте им прием платежей, кредиты и другой финтех.Если у вас есть IT-компания — продавайте услуги не в РФ)
© текст George Goognin
P.S.
На профитгейте только часть постов, остальные — в телеграмм.
(некоторые профитгейтовцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)