Метавселенная: о чём все говорят?
Недавно одна из крупнейших и известнейших компаний в мире — Facebook — переименовалась в Meta Platforms. Своим ходом Facebook обозначил стратегический переход к созданию метавселенных. После этого и Microsoft сообщил о вступлении в метаверс. Но что всё это значит и почему крупнейшие компании так стремятся позиционировать себя как мета?
В сегодняшнем посте мы расскажем, что:
- метавселенные — логичное продолжение сегодняшней онлайн-среды;
- ни одна компания не станет монополистом на этом рынке;
- первыми бенефициарами станут производители VR/AR архитектуры и игроделы.
Что такое Metaverse?
В этом году тема метавселенных набрала небывалые обороты. Помимо крупных компаний, заявивших о приверженности метавселенным, многие иностранные СМИ написали огромные тексты о том, что всё это значит.
Стоит сказать, что текущее количество текстов о метавселенных — всего лишь ловля хайпа после заявлений Facebook и Microsoft. Людям стало интересно, что происходит, и многие СМИ и отраслевые агентства вызвались объяснить, обрисовав тренды.
Тема метавселенных не так далека от нашей текущей реальности. Сейчас трудно представить нашу жизнь без социальных сетей, игр, видеохостингов и других онлайн активностей. COVID-19 кризис и социальное дистанцирование только усилили присутствие человека в онлайне, чтобы сохранить социальное взаимодействие.
Большой переход людей в онлайн был отражен уже в 2020 году во время пандемии. Например, в 2020 году известный репер Travis Scott провел онлайн концерт в популярной игре — Fortnite. Репера единовременно смотрели 12,3 млн человек, а всего уникальных пользователей было более 27,7 млн человек. Онлайн-концерт принес реперу более 20 млн долларов, что в 10 раз больше, чем самое успешное выступление исполнителя.
Международная федерация футбола (FIFA) заработала с видеоигр более половины своих доходов в 2020 году. То есть из-за COVID-19 и ограничений на матчах онлайн принес футбольной федерации больше, чем оффлайн.
Метавселенные — это еще больший переход в онлайн, чем есть сейчас. Нет какого-либо точного определения метавселенных. Но общий смысл такой.
Метавселенная — 3D-среда в реальном времени, где люди могут создавать виртуальные мероприятия и участвовать в них как равноправные участники.
Почему Facebook и Microsoft ориентируют стратегию на метавселенные?
Как видно из прошлых примеров, мир всё больше переходит в «онлайн», а метавселенная — логичное продолжение этого тренда. Согласно Wunderman Thompson, более 70% каждого из поколений людей зависимы от активностей в интернете:
Facebook уже давно владеет компанией Oculus Rift — одним из лидеров в производстве VR шлемов. Facebook пытается сместить акцент со своих соцсетей, которые находятся под ударом критиков из-за Facebook Papers. В связи с популярностью метавселенных сейчас сложилась благоприятная конъюнктура, чтобы открыто заявить, что Facebook станет одним из главных бенефициаров мета.
Несмотря на то, что Microsoft — совсем другой бизнес, он также выступил с заявлениями о метавселенных. Главные сходства между Facebook и Microsoft — наличие в портфеле крупных VR-игроков и крупная база пользователей в их экосистемах.
Обе компании выступили с 3D-аватарами и анимациями, которые имитируют действия пользователей. Ориентация обеих компаний — создать метавселенную для «работы». В частности, были показаны виртуальные доски. При этом, метавселенная для «работы» — лишь один из возможных видов использования виртуальных миров.
Делим метавселенную на части
Метавселенную условно можно разделить на несколько частей, которые охватывают круг деятельности людей в реальной жизни.
Первая — виртуальная, или мета-жизнь. Человек создаёт своего собственного аватара и взаимодействует с друзьями и родственниками в виртуальном мире. К этой части относится и концерт Travis Scott в Fortnite. В данном случае аватар нужно во что-то приодеть и что-то ему нужно купить, например, билет на концерт. Посещение концерта теперь не требует физического присутствия и долгого ожидания в очередях — всё может происходить онлайн. Посещение дальних родственников тоже не становится проблемой: в виртуальный мир перемещены аватары, и люди там также могут жестикулировать, обниматься, жать руки и так далее.
Источник: Wunderman Thompson
Вторая часть — это мета-реальность. Здесь все работает так же, как и в реальном мире. Существуют объекты, которые принадлежат конкретному человеку. Например, уже сейчас в Minecraft есть дома, в которые нельзя зайти сторонним пользователям, в Fortnite и Counter Strike есть уникальное или редкое оружие, которое можно продать на площадке, в Diablo II на старте существовал аукцион, который позволял игрокам торговать игровыми предметами. В GTA Online можно владеть машинами, домами.
Всё это перенесется в полноценную метавселенную, где можно будет взаимодействовать с объектами, как мы это привыкли делать в реальном мире. Например, обустраивать дом на свой манер, тюнинговать машину, создать свой спортзал и так далее. Каждым объектом будет кто-то владеть и его можно будет продать.
Третья часть — мета-игры и мета-работа. Про мета-работу мы уже немного поговорили. Сегодня много людей работает на удаленке, при этом личные взаимодействия не сокращаются, также необходимо участвовать в звонках и что-то согласовывать. Мета-работа помогает создать единое виртуальное пространство, где люди будут взаимодействовать между собой при помощи аватаров. При этом физически человек может находиться где угодно.
Мета-игры — целые вселенные, которые не отражают нашу реальную жизнь, а направлены на создание нового мира, как в фильме «Первому игроку приготовиться». Например, Ubisoft анонсировала Assassin’s Creed Infinity, которая будет не одной игрой с плоским сюжетом, а игрой, которая объединяет несколько исторических сеттингов. Такие игры называют игры-платформы. Скорее всего, в рамках Infinity игроку будет позволено играть сразу в нескольких исторических временах по своему желанию. Но об этом мы сможем узнать только в 2024 году.
К играм-платформам уже сейчас можно отнести и Minecraft, и Fortnite, и GTA Online, и Roblox, которые объединяют некоторые элементы метавселенной.
В метавселенной не будет гегемона
Как вы уже поняли, метавселенная — обширная сфера, где не может быть одного доминирующего игрока. Как и в реальной жизни.
Уже сейчас можно выделить разношёрстный список компаний, которые так или иначе участвуют в создании метавселенных:
Источник: NEWZOO
Прежде всего, чтобы создать метавселенную, необходимо подготовить инфраструктуру. Это и специальные технологии VR/AR, которые есть у Facebook и Microsoft, и мощные графические чипы, которые создают NVIDIA и AMD, и быстрый интернет на 5G, который предоставляют различные телекомы.
Помимо этого, мир метавселенной необходимо обслуживать. Здесь будут задействованы и облачные дата-центры, которые есть у Amazon, Alibaba, Microsoft, Google, и системы кибербезопасности, обслуживания транзакций и многое другое. В конце концов в этом мире должен быть реестр вещей, которые будут закреплены в системе децентрализованной инфраструктуры.
Также для метавселенной нужно создавать контент. Это и игры, и фильмы, и сами миры, между которыми люди будут переключаться.
Кто будет первый?
Скорее всего, первые наиболее полноценные метавселенные создадутся в играх. Всё-таки игры уже имеют крупные и интересные миры со своей фанбазой. К тому же метавселенная с полноценной VR/AR архитектурой требует дорогого оборудования, то есть изначально мета будет не для всех, так как технологии не позволяют.
Поэтому среди первых бенефициаров мы выделяем Facebook за счет самой массовой VR-архитектуры — Oculus Rift. При этом в ближайшие годы компания будет только тратить деньги на разработку и дальше. Положительные финансовые результаты появятся через 5+ лет.
Также одними из первых могут стать Microsoft и Sony за счет Xbox и PlayStation. Обе платформы имеют большое количество лояльных пользователей и инфраструктуру для объединения игр.
Не стоит забывать и про игровые компании. По версии Readwrite, в топ-5 экспертов по метавселенным вошли два представителя игровой индустрии: Дэвид Базуцки, CEO Roblox, и Тим Суини, CEO Epic Games, создатель Fortnite. Roblox торгуется на бирже, а Epic Games — частная компания, 40% которой принадлежит Tencent. Полноценные метавселенные в играх могут сделать Take Two в GTA Online и Ubisoft в Assassin’s Creed Infinity.
Вывод
Полноценные метавселенные еще далеки от реализации — сейчас нет ни инфраструктуры, ни технологий для этого. При этом разные компании пытаются реализовать разные части метавселенных. Facebook и Microsoft будут работать со своей базой клиентов, создавая вселенные для общения и работы. Крупные игроделы будут создавать новые вселенные на базе популярных игр, увеличивая социальное взаимодействие игроков и внутриигровые покупки.
Одними из первых бенефициаров тренда станут вышеупомянутые компании, но ни одна компания не сможет захватить какой-либо значимый кусок рынка, как и сейчас, в физическом мире.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Дмитрием Новичковым