Прибыль на еде или инвестирование в отечественный food retail.
Прибыль на еде или инвестирование в отечественный food retail.
Принято считать, что во время инфляции продуктовые магазины могут легко перекладывать рост цен на своих покупателей, тем самым оставаясь на комфортном для себя уровне маржинальности. Но так ли это на самом деле и стоит ли сейчас присматриваться к продуктовым магазинам?
Отечественный Food retail представлен в двух компаниях на нашем рынке: X5 retail group и Магнит. Показатели этих компаний оставляют желать лучшего, так например: P/E 12,34 P/S 0,21 и P/E 12,43 P/S 0,33 соответственно. А рентабельность и того хуже: рентабельность EBITDA 12,2%, чистая рентабельность 1,7% и рентабельность EBITDA 7,2, чистая рентабельность 2,8% соответственно. Но это еще не самое печальное, рост числа магазинов в центральной части России, это место, где формируется основная доля прибыли, ограничен нормами ФАС, которые уже рядом. Поэтому закладывать большой рост компаний в стоимость их котировок невозможно. А если бизнес не может сильно вырасти, то нужно повысить эффективность. Оценить эту эффективность в цифрах достаточно сложно, но если посмотреть на это со стороны потребителя, то как по мне, бизнес достаточно хорошо отлажен у обеих компаний. В совокупности двух этих факторов можно сделать вывод, что как такового роста не стоит ожидать. Тем более, что покупательная способность населения только падает, люди покупают меньше еды. Товары, которые они потребляют, становятся все только хуже. Цены повышать нельзя, так как может пропасть спрос или государство начнет вводить свои «системы» сдерживания цен, которые еще сильнее начинают бить по бизнесы. Растут налоги, это тоже негативный фактор.
Поэтому мое виденье такое: продуктовая розница уже не может сильно расти на понятном нам рынке, спрос падает и будет падать, повысить сильно эффективность уже не получится или это не принесет ожидаемого результата. Государство будет не давать поднимать цены, а появляющиеся издержки оставит на плечах бизнеса. Может получиться так, что Food retail превратится во что-то более похожее на «благотворительность», чем на бизнес. Поэтому стратегической идеи на его покупку нет.