О текущем состоянии российского фондового рынка
Немного философии о российском финансовом рынке от мудрого обозревателя WSJ Джейсона Цвейга. На этой неделе фондовый рынок в Москве закрылся, а российские акции рухнули на биржах в Лондоне и Нью-Йорке. В пятницу утром NYSE Arca приостановила торги акциями ETFs - iShares MSCI Russia, Franklin FTSE Russia и Direxion Daily Russia Bull 2X. Фонд Direxion уже объявил о своей ликвидации 18 марта. Торговля двумя другими доступными ETF, VanEck Russia и VanEck Russia Small-Cap, также может быть остановлена CBOE Global Markets.
Эти события напоминают, что привычное предположение о том, что акции все равно рано или поздно вырастут, не всегда сбывается. Истории известны более жесткие финалы. По словам профессоров финансов Уильяма Гетцмана из Йельского университета и Филиппа Джориона из Калифорнийского университета в Ирвине, торговля на основных рынках за пределами США останавливалась на месяцы или годы не менее 25 раз в 20-м веке. (Эти остановки, часто связанные с большими потерями, не учитывают Нью-Йоркскую фондовую биржу, которая закрылась в июле 1914 года, чтобы предотвратить панику из-за начала Первой мировой войны, и не открывалась до декабря того же года.) Предыдущие поколения в Аргентине, Чили, Египте, Германии, Греции, Японии, Португалии и Испании, однако, узнали, что правительства могут захлопнуть рынки и держать их закрытыми в течение длительного времени.
Россия тоже в этом списке. Как рассчитал французский экономист Альфред Неймарк, в 1911 г. Россия была 5-м по величине инвестиционным центром в мире, охватывающим 5% мирового рынка акций и облигаций. В 1914 г. на Санкт-Петербургской фондовой бирже котировались более 200 российских компаний. В разгар Первой мировой войны она закрылась в том же году и вновь открылась на два месяца в 1917 году. Она снова закрылась после того, как большевики свергли царя. Торговля не возобновлялась еще три четверти века.
В мае 1991 г., пишет Цвейг, в России открылась Ленинградская фондовая биржа, ее председатель Игорь Ключников, сказал тогда в интервью Wall Street Journal, что можно ожидать два будущих сценария рынка акций в России. Первый заключается в том, что он станет одним из крупнейших в мире. Второй? «У меня также и пессимистический взгляд: мы вернемся к старой системе распределения — может быть, они назовут ее рыночной, но это будет старая экономика — и в этом случае я не вижу необходимости в нашей бирже».
Как пишет Цвейг, спустя годы его первый вариант сбылся. Теперь может сбудется и второй.
От себя добавлю, что не ожидаю скорого открытия российских бирж. Просто потому, что без резидентов и при слабых институциональных инвесторах рынок, где присутствуют лишь измученные происходящем физики, рынок акций будет очень призрачным. С облигациями тоже все не просто. С одной стороны, у компаний и банков много cash, но при таких ставках и рисках дефолтов эмитентов, не уверен, что облигационный рынок будет подавать признаки жизни. Надежда, конечно, остается. Но, думаю, у всех есть серьезный повод переосмыслить происходящее.
И, конечно, как экономист, в молодости проработавший в Минфине СССР и несколько лет имевший шанс вблизи видеть, как работала централизованная плановая экономика, могу точно сказать, что воспроизвести такое в современной России будет просто слабо. Нет, я, конечно, точно не фанат административной экономики, просто само воссоздание такой экономики – задача на порядок более сложнее, чем вернуться к нормальной рыночной экономике. Так, что по поводу второго пути Игоря Ключникова, в отличие от Цвейга, я даже не «парюсь».
© текст Александр Абрамов
P.S.
На профитгейте только часть постов, остальные — в телеграмм.
(некоторые профитгейтовцы не любят, когда ставят ссылку на телеграмм в посте, если вы из таких, сорри)