Как защитить атакованный Западом рубль?
«Короче, сейчас еще не все ясно до конца, но я думаю, что в принципе рубль так же неисчерпаем, как и доллар.»
Виктор Пелевин, Generation П
Чтобы надёжно защитить (и стабилизировать) рубль, Центробанку надо начать эмитировать фактический аналог доллара. В результате на Неглинной сформируется эффективный аналог неограниченных валютных резервов.
Текущая ситуация
К резким обвалам рубля следует относить такие, когда за один месяц курс рубля падает по крайней мере на 15%.
В феврале мы стали свидетелем очередного такого падения, пятого за последние 25 лет (график 1).
График 1.
Среднемесячный курс доллара подскочил с 77 до 96 рублей (график 2).
График 2.
*- среднее значений «минимум», «максимум», «закрытие» за месяц (HLC/3).
Сейчас (эти строки написаны в середине дня 1 марта) доллар торгуется на уровне 100 рублей.
Чего хочет коллективный Запад
Цель западных санкций, в том числе блокировки ЗВР Центробанка РФ, очевидна – обрушить рубль. Это на Западе говорят прямо:
«Я думаю, российские финансовые институты и другие участники рынка понимают, что без возможности России защитить свою валюту та сорвется в свободное падение»,— сказал высокопоставленный представитель Белого дома на брифинге (цитата по «РИА Новости» ).
«Мы [страны Евросоюза] собираемся вести тотальную экономическую и финансовую войну против России. <...> Мы собираемся вызвать коллапс российской экономики», — заявил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр. Он назвал санкции «чрезвычайно эффективным» инструментом и привел в пример ущерб, который уже удалось нанести рублю и валютным резервам Банка России.
Опасения, что международные резервы Банка России из широко рекламируемой подушки безопасности экономики превратились в её ахиллесову пяту, широко распространены и у нас дома:
«Мы отдали свой кошелёк противнику и пошли с ним драться», - сетуют финансовые аналитики.
Сразу скажу, что и высокопоставленный представитель Белого дома, и министр экономики и финансов Франции, и наши отечественные аналитики ошибаются. Банк России способен достаточно легко отражать внешние атаки на рубль даже тогда, когда объём доступных ему международных (валютных) резервов будет равен нулю.
Каким образом? Для этого напомним, в чём сила и в чём слабость современного центрального банка.
Центробанк бесконечно силён в борьбе с укреплением рубля
На первый взгляд, влияние Банка России на курс рубля (если мы говорим об операциях на валютном рынке, а не о ставках) односторонне. Центробанк обладает бесконечным количеством рублей, поскольку сам их эмитирует. Поэтому его способность ослаблять рубль до любых разумных величин не вызывает никаких сомнений. Технология действий простая: печатай рубли и продавай их за валюту на бирже, пока курс рубля не упадёт до нужного тебе уровня.
Предположим, что у кого-то по ту сторону финансового фронта возникло противоестественное желание не уронить, а укрепить рубль. Очевидно, что в игре на укрепление Центробанк может «отстоять» любой рубеж: запас рублей у него бесконечный, и он может выкупить любую наперёд заданную сумму валюты.
В реальной финансовой жизни примеры, когда рынок играет на укрепление национальной валюты, а центральный банк – против, мы видим сплошь и рядом.
Так, в 2011-2015 годах Банк Швейцарии объявил, что не допустит укрепления швейцарского франка ниже уровня 1,2 франка за 1 евро. И гарантировал, что эмитирует столько франков, сколько потребуется, чтобы этот уровень отстоять. И (кто бы сомневался) Банку Швейцарии это удалось. «Побочным» эффектом стал колоссальный рост золотовалютных резервов Швейцарии со 100 до 450 млрд. франков.
Аналогичную политику борьбы с укреплением юаня проводил в 1995-2005 годах Народный банк Китая, удерживая курс юаня на уровне 8 юаней за доллар. И опять «побочным» эффектом был рост золотовалютных резервов Китая с 56 до 822 млрд. долларов (рост на 0,77 трлн).
График 3.
Борьба с укреплением юаня продолжилась и позже, к 2015 году ЗВР Китая достигли 4 трлн. долларов.
Иногда, как в нулевых годах, такие умные мысли приходили в голову и руководителям Банка России. В 2003-2008 годах ЦБ боролся с укреплением рубля, ЗВР при этом выросли на 550 млрд. долларов (с 48 до 598 млрд).
Таким образом, позиция центрального банка любой страны бесконечно сильна, если ему предстоит бороться против игроков на повышение курса национальной валюты. А вот если речь идёт о борьбе не с укреплением, а ослаблением её, то ситуация коренным образом меняется.
В борьбе с ослаблением рубля возможности ЦБ кажутся ограниченными
Почему? Потому что для борьбы с ослаблением рубля Центробанку нужна валюта, которую надо продавать[2]. А валютные резервы конечны по определению. То есть, ЦБ не может продолжать валютные интервенции бесконечно. Добавим также, что валютные интервенции – самое настоящее зло для экономики, потому что влекут за собой автоматическое сжатие рублёвой денежной массы и, соответственно, сокращение совокупного платежеспособного спроса , то есть, прямиком ведут к кризису (см. «Медвежья услуга больших резервов»). Недаром экономические кризисы 1998, 2008, 2013-15 годов начинались именно с валютных интервенций Центробанка в защиту курса рубля.
К тому же сейчас возможности ЦБ распоряжаться валютными резервами и вовсе резко ограничены: коллективный Запад блокировал резервы Банка России в евро, долларах, йенах и британских фунтах. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина даже призналась, что именно из-за этих ограничений в понедельник 28 февраля ЦБ не смог проводить интервенции.
Но так только кажется
Между тем Центробанк мог бы использовать свой безграничный, как мы отметили выше, ресурс рублей для борьбы не только с укреплением, но и с ослаблением национальной валюты. И делать это достаточно просто.
Ведь что такое доллар для обычного российского гражданина? Вопреки распространённому заблуждению, доллар в России – это не деньги, то есть, это - не средство платежа. Буханку хлеба или бутылку водки за доллары в магазине не купишь. Доллар - это ценная бумага, будь то долларовая купюра или запись на счёте в банке, которую гражданин купил раньше по 30 или 70 рублей, а сейчас, когда рубль упал, может продать эту ценную бумагу за 100 рублей.
И Банк России, при желании, может выпустить бумагу с точно такими же, как у доллара США, свойствами.
Самый простой и надёжный вариант - выпускать ценные бумаги, прямо привязанные к рублёвой стоимости доллара США. Своеобразный аналог облигации Банка России, но специально приспособленный для использования его частными лицами. Условно назовём такую бумагу РУДО (от Русский Доллар, или RUssian DOllar). Можно даже выпускать банкноты в 1, 3, 5, 10, 100, 500 РУДО.
Создав инфраструктуру для удобного получения и хранения банками и частными лицами любых сумм РУДО, обеспечив свободный биржевой оборот этих бумаг на бирже и в обменных пунктах (наравне с другими валютами), Центробанк получит мощный инструмент воздействия на валютный рынок. Ведь, по сути, у него в руках будет аналог доллара.
Единственное обязательство Центробанка по этой бумаге – по первому требованию менять её на рубли по текущему рыночному курсу доллара США. А с рублями, как известно, у Центробанка нет никаких проблем.
Как это работает
Допустим, по каким-то причинам курс рубля начинает падать со 100 до 105 рублей за 1 доллар США. Если Центробанк хочет вернуть курс к отметке 100 рублей за доллар США, то всё, что ему нужно – эмитировать и продавать РУДО на открытом рынке до тех пор, пока курс не опустится к отметке в 100 рублей.
Центробанк здесь окажется в такой же сильной позиции, как и в продажах рубля (см. выше) в борьбе с его укреплением. Напомним, РУДО – это ценная бумага, которую ЦБ может эмитировать бесконечно, так же, как и рубль. И единственное обязательство ЦБ – заплатить банку-обладателю РУДО столько рублей, сколько сейчас стоит доллар США на свободном рынке.
Такие продажи РУДО - по цене 100 рублей за доллар - создают возможности арбитража. Обладателю доллара (будь это банк или частное лицо) становится выгодным продать свои доллары на бирже по 105 рублей и купить РУДО за 100 рублей. Выигрыш - 5% со сделки.
Стимулируемые в этом случае продажи долларов будут приближать курс доллара к курсу РУДО, то есть, к 100 рублям за доллар. (Спред между РУДО и долларом в 5 рублей здесь приведён для иллюстрации. Фактические спреды будут, конечно, значительно меньше).
Стабилизация курса
Выше мы отметили, что, имея право эмитировать рубли, ЦБ может бесконечно долго защищать рубль от укрепления.
Используя же РУДО, ЦБ может бесконечно долго защищать рубль от ослабления.
Таким образом, в его руках оказывается механизм стабилизации рубля на любом целесообразном уровне.
Перспективы
Удачное внедрение РУДО позволит Центральному банку в перспективе разрешить использование этой единицы в международных расчётах. Кроме того, наличие РУДО позволит Банку России насыщать экономику России денежной массой (без риска девальвации) в необходимых для экономического роста количествах. Но это уже другая тема (см. «О росте ВВП на 5%»).
[1] Речь идёт о резервной валюте вообще, доллар приведён лишь в качестве удобного примера.
[2] Ещё раз оговоримся, что для простоты изложения мы говорим об операциях ЦБ на валютном рынке, не касаясь использования ставки и других инструментов.