Экономическая война с Западом и Центробанк: что следует делать срочно
Град «калечащих» западных санкций идёт уже третью неделю. Страна – в обороне. Крупных ошибок наших экономических властей пока нет. Но крайне необходимо, чтобы ЦБ реагировал оперативнее и быстрее.
Подчеркнём, именно Эльвире Набиуллиной предстоит сейчас предпринимать главные меры по защите экономики страны. Правительство, конечно, будет тушить локальные «пожары», но исправить ситуацию в целом - не сможет (рис. 1).
Рис. 1. Размер ВВП задаёт ЦБ, а правительство лишь делит получившийся пирог.
Только Центробанк способен создать макроэкономические условия для
1) выхода из кризиса с минимальными потерями и
2) победы в экономической войне с экономически более мощным противником.
Первая реакция ЦБ на «калечащие» санкции, в понедельник 28 февраля, была решительной и правильной: ставки повышены до 20%, покупка золота в резервы возобновлена, сделан и ряд других правильных, хотя и более мелких шагов. Меры вполне соответствовали нашим рекомендациям от 27 февраля (см. «Запад заблокировал ЗВР России. Что делать Эльвире Набиуллиной»).
Но за прошедшую декаду ситуация достаточно сильно изменилась. Как Центробанку реагировать на эти изменения?
Новые вводные
Инфляция по итогам февраля достигла уже 9,2%, а по итогам марта вырастет как минимум до 18-20% - об этом говорят первые мартовские данные Росстата.
Рубль, закрывшийся 28 февраля на отметке около 96 рублей за доллар, продолжил слабеть. Вчера, 9 марта, торги закрылись на отметке 121 рубль за доллар. Рубль упал бы ещё больше, если бы не разного рода валютные ограничения, введённые Центробанком в последнее время.
Стабилизация курса
Причин для паники по-прежнему нет. Турецкая лира, например, без каких-либо специальных военных операций упала с февраля по декабрь 2021 года более чем в 2 раза (с 7 до 15 лир за 1 доллар). И это никак не помешало турецкой экономике вырасти в прошлом году на 9,1%.
Ослаблять рубль - необходимо. Как бы не издевались над падающим рублём враги, и какие бы истерики не закатывали в интернете диванные стратеги, нужно позволить рублю упасть. Это – один из самых эффективных сейчас способов защиты экономики от последствий инфляции.
Когда и если у нас инфляция выше, чем у стран-торговых партнёров, то стабильный курс нам - вреден. Стабильный курс приведёт к так называемому «реальному укреплению»[1] национальной валюты, что ухудшит позиции национальных производителей. Выход – в ослаблении курса национальной валюты (график 1).
График 1. Ослабление рубля помогает избежать его «реального укрепления»
В определённом смысле, ослабление рубля снимает эту проблему без участия ЦБ. Причём происходит это позитивное явление вопреки воле ЦБ (не конфискуй враг резервы, Центробанк бы самоубийственно вмешался).
Важно помнить, что валютные интервенции – зло. К счастью для нас, Запад по злобе и глупости лишил Банк России возможности использовать ЗВР во вред нашей экономике. По крайней мере, те резервы, что на счетах в долларах, евро, фунтах и йенах. Но если ЦБ вдруг да найдёт возможности проводить валютные интервенции в поддержку рубля обходными путями, то эту его суицидальную попытку следует немедленно пресечь (см. «Медвежья услуга больших резервов»).
Злом является и плавная девальвация рубля (см. «Грабли плавной девальвации»). Ослаблять рубль нужно ступенчато - так, как это делал, например, Народный банк Китая вплоть до 1995 года (график 2).
График 2. Борьба с укреплением, как способ стабилизации юаня в 1995-2005
Аналогичную ступенчатую технологию стабилизации курса рубля нужно сейчас использовать и нашему Центробанку.
Технология стабилизации: защищать рубль от укрепления, а не ослабления
Исходным ориентиром может служить курс закрытия предыдущего дня. Например, если накануне биржевой курс доходил до отметки 120 рублей за доллар, то этот рубеж и должен попытаться защитить от атаки Запада наш ЦБ. Но защитить не от ослабления рубля, а от его укрепления!
Технически это делается очень просто: ЦБ (через банки-посредники, поскольку сам он блокирован) отступает пару рублей вниз от цены-ориентира и ставит «бесконечный» ордер на покупку долларов, скажем, по 118 рублей. То есть, выкупает любое количество долларов по этой цене (далее мы покажем, что эта операция благотворно влияет на рублёвую денежную массу).
Если доллар продолжит укрепляться, а рубль - падать, то ЦБ должен занять рубеж уже на новой ступеньке, при курсе, например, в 130 или 140 рублей за доллар.
Повторять эту операцию необходимо (как делали китайцы) до тех пор, пока не появятся признаки стабилизации курса.
Как ЦБ узнает, что курс стабилизировался
Очень просто – по поведению самого курса. Если курс превратился в прямую линию (как на графике юаня выше в 1995- 2005 годы), то стабилизация достигнута.
Насколько прочна эта стабилизация, ЦБ сможет судить по объёмам покупок валюты. Например, если ему за день «пришлось» купить 1 млрд. долларов в борьбе с укреплением рубля, это одна ситуация. Совсем другая будет, если ему придётся покупать по 5-6 млрд. долларов в день – это более явный признак стабилизации курса.
Что ЦБ может сделать для более быстрой стабилизации
Повысить ставку – самое простое и самое эффективное действие, и делать это надо срочно, прямо сейчас. Инфляция может достичь 20% уже по итогам марта, и продолжит расти. Поэтому ключевой ставки в 20% недостаточно, её нужно повышать срочно и решительно: до 40%, ещё лучше – до 60%.
Такая ставка сможет стабилизировать и цены, и курс рубля.
Если кого-то пугает ставка в 60%, то напомню, что, когда Владимир Путин пришёл на пост премьер-министра в августе 1999 года, ставка рефинансирования ЦБ была 55%. И это никак не помешало экономике за время его девятимесячного премьерства (с августа 1999 по май 2000) показать феноменальные темпы роста ВВП в 12% (!) годовых - темпы, не превзойдённые до сих пор (таблица 1).
Таблица 1. Во время первого премьерства Путина рост экономики был рекордным
Другим шагом может стать выпуск специальных облигаций Банка России на срок 3, 6 и более месяцев, которые погашались бы в рублях по курсу доллара на момент погашения. Подробнее технология описана в статье «Как защитить атакованный Западом рубль?».
ЦБ может заранее объявить о решимости продавать эти облигации ровно до тех пор, пока их цена не упадёт ниже определённого уровня (рублей на 5 ниже защищаемого от укрепления уровня). Это тоже будет способствовать стабилизации курса, как и высокая ставка.
Главный индикатор
Главным индикатором для ЦБ должен служить рост реальной денежной массы. Говоря проще, рублёвая денежная масса должна расти, опережая инфляцию. Сейчас выполнение этого условия под угрозой. Денежная масса растёт всего на 13%, тогда как инфляция по итогам марта подскочит до 20%.
Если учесть, что инфляция по итогам марта может превысить 20% и продолжит расти, для сохранения роста экономики необходимо обеспечить рост денежной массы на 60-70% в год.
Именно так, резко наращивая темпы денежной массы при высоких ставках, Россия вышла из кризиса в 1999 году, как раз на старте карьеры Путина – премьера (график 3).
График 3. Для роста экономики денежная масса должна расти быстрее цен
Сейчас рост инфляции неизбежен. Поэтому денежную массу надо срочно наращивать. Как – Центробанку хорошо известно.
Здесь же стоит отметить, что борьба с укреплением рубля, описанная выше - это тоже способ добавлять рубли в экономику. Борясь с укреплением курса, ЦБ «печатает» рубли и покупает на них реальный актив, валюту. Именно благодаря таким «рублёвым интервенциям» и росла высокими темпами денежная масса в 1999-2008 годах. И благодаря этому мы наблюдали бурный рост экономики.
Причём покупкой валюты ЦБ не ограничен. Он может покупать любые активы, включая золото у предприятий и населения, ОФЗ и даже (через посредничество ВЭБа или Госрезерва) акции компаний и стратегические запасы товаров, экспорт которых сейчас попал под ограничения или рискует застрять в портах из-за транспортной блокады.
Важно: если подобные операции проводит правительство, то это не новые для экономики деньги, и ускорения роста денежной массы не произойдёт. Необходимы именно «новые» рубли, эмитированные ЦБ (см. рис. 1).
Если ЦБ не только решительно поднимет ставки, чтобы подавить инфляцию, но и одновременно резко ускорит темпы роста денежной массы, то никакой катастрофы в экономике, которую пророчат знатоки типа Олега Дерипаски, не будет.
Напротив, только в этом случае реальный рост денежной массы ускорится, и Россия выйдет из кризиса по сценарию 1999 года, с таким же быстрым ускорением экономического роста.
[1] Представьте, что курс рубля стабилен, но инфляция в России высока, а в странах-партнёрах по внешней торговле – около нуля. Издержки наших производителей растут, а у их зарубежных конкурентов остаются неизменными. Это и есть «реальное укрепление рубля», оно бьёт по конкурентоспособности российских компаний. Ослабление рубля – эффективный способ борьбы с этим явлением.
Видео по теме: "Опасность инфляции, и что сейчас делать Центробанку"
P.S.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.