Что с бизнесом телекомов в России
Телекоммуникационные компании относятся к защитной отрасли: ориентированы на внутренний рынок и предоставляют услуги, от которых не отказываются из-за снижения доходов. За счет этого телекомы имеют стабильный кэш-поток и чувствуют себя лучше многих других компаний в кризис — текущие события это подтверждают. Здесь также играют также роль меры господдержки.
При этом сейчас телекомы сталкиваются с последствиями санкций — приостановлением поставок телеком-оборудования.
В статье:
- МТС и Ростелеком ранее запаслись оборудованием на несколько лет, при этом проблема с поставками оборудования не разрешена;
- Меры господдержки соответствуют росту капекса;
- Стабильный кэш-поток позволяет сохранять фин стабильность и платить дивиденды.
Основные крупные поставщики в настоящий момент отказались от поставок телеком-оборудования
С марта крупные вендоры, которые предоставляют телекомам сетевое оборудование, ушли с рынка РФ. Сначала Nokia и Ericsson прекратили работу на российском рынке, а в конце марта и китайский Huawei перестал заключать новые контракты.
На долю Huawei, Nokia и Ericsson, которые прекратили сотрудничество с российскими компаниями, приходится 60% мирового рынка телеком-оборудования (30% занимает Huawei, Nokia и Ericsson — по 15%). Из крупных поставщиков остается китайская компания ZTE, на которую приходится 10% мирового рынка.
По данным «Известий», по оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, в 2021 году на Huawei приходилось около 40% установленных в РФ базовых станций (на Ericsson и Nokia — около 25% и 15%). На остальные компании приходилось 20%.
Никаких официальных заявлений о приостановке деятельности в России от Huawei не последовало, но, вероятно, приостановка заключения новых контрактов обусловлена риском санкций США против РФ (компания уже сталкивалась с нарушением санкций против Ирана). Запрет на использование американских технологий касается не только оборудования, в котором они используются, но и инфраструктуры для его производства, что осложняет ситуацию.
Кроме того, от США было предупреждение для китайских компаний (от сотрудника министерства торговли США Мэтью Борман) о «полном запрете не только торговли, но и любых трансакций», если они уклонятся от антироссийских санкций. США предоставили экспортные лицензии международным поставщикам на реализацию продукции Huawei, но эти лицензии могут быть аннулированы.
По идее Huawei может начать поставлять оборудование через посредников в третьих странах, а также договориться о передаче интеллектуальной собственности, прав и патентов, связанных с производством базовых станций российским предприятиям-партнерам. Снабжение их компонентной базой может происходить через посредников в третьих странах. А параллельный импорт дает возможность правообладателям официально уйти с российского рынка, продолжая поставки товаров через иностранных посредников.
Михаил Осеевский, президент Ростелекома, прокомментировал, что поставщики есть и в других странах Юго-Восточной Азии. Ростелеком ищет новых партнеров в этом регионе. В мире кроме крупных раскрученных вендоров есть производители второго и третьего уровня. Они не так известны и в России практически не использовались, но в мире работают. Например, в Латинской Америке, в Африке.
Пока что все эти варианты налаживания поставок оборудования из Китая на уровне предположений, а фактически поставки приостановлены. И в этой ситуации важно, что телекомы имеют запас оборудования. По нашим данным, МТС и Ростелеком успели закупить оборудования на несколько лет (до 3 лет) и чувствуют себя достаточно комфортно. Также сыграло роль, что телекомы усиленно инвестировали в CAPEX последние годы. При этом вопрос о новых закупках оборудования в будущем остается открытым. Если эту проблему не удастся решить, это, вероятно, скажется на качестве услуг для клиентов (скорости интернета, качестве сотовой связи и т.д.).
Государство поддерживает отрасль телекоммуникаций
В марте Правительство одобрило меры поддержки для отрасли телекоммуникаций в кризисных условиях. Эти меры помогут телекомам поддерживать рентабельность и ограничить рост капитальных расходов.
Меры поддержки телекомов:
- Ввести механизм справедливой индексации тарифов с учетом роста инфляции;
- На год приостановить требование об увеличении емкости хранения информации на 15% по закону Яровой (эти мощности можно будет использовать для других целей);
- Ввести мораторий на исполнение дополнительных обременений для владельцев частот для мобильной связи в стандарте LTE (4G), в том числе по покрытию федеральных автомобильных дорог и малых населенных пунктов до нормализации ситуации с поставкой оборудования;
- Обеспечить возможность совместного использования операторами инфраструктуры сети связи;
- Установить до 31 декабря 2024 года налоговую ставку по налогу на прибыль для операторов связи в размере 3%;
- Установить до 31 декабря 2024 года мораторий на отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания;
- Обеспечить предоставление операторам льготных кредитов по ставке не более 3% на покупку телекоммуникационного оборудования, пополнение оборотных средств и поддержку инфраструктуры связи;
- Установить мораторий на переносы, демонтаж объектов и сооружений связи по требованиям органов государственной и муниципальной власти;
- Перенести плановые проверки операторов связи с 2022 года на 2023 год.
Обычно операторы повышают тарифы существенно ниже инфляции, что связано с жестким регулированием ФАС (повышение должно быть обоснованное). В 2015 г. после санкций 2014 г. был всплеск инфляции, при этом мы не увидели сильного роста тарифов. Ростелеком в 2015 г. повысил цены на регулируемые тарифы в среднем на 26%. МГТС проиндексировала регулируемые тарифы на 3,1%.
В целом, за последние 3 года (в том числе в 2021 г., когда было ускорение инфляции до 8,4% против 4,9% в 2020 г.) также не было существенного роста тарифов. У МТС рост ARPU (выручки на абонента) в сегменте мобильной связи в России в 2018-2021 гг. составил в среднем 3%. Рост ARPU в сегменте фиксированных услуг (интернет, ТВ) в 2019-2021 гг. составил 0,4% в год.
Средний рост ARPU услуг доступа в интернет Ростелекома за 2018- 2021 гг. составил 3,9%, рост ARPU услуг телевидения — 3%. Средний рост ARPU мобильной связи Ростелекома (дочерней компании Tele2) в 2018-2021 гг. составил 10%. Рост среднего чека был связан с ростом услуг потребления мобильного интернета. Tele2 является быстрорастущим телекомом (наращивает долю рынка и показывает двухзначный рост доходов) и повышал тарифы на свои услуги сильнее, чем конкуренты. Но ФАС в прошлом году обязала компанию снизить тарифы, вернув их к уровню до «необоснованных» повышений. Обычно телекомы повышают тарифы на меньшую величину, ниже инфляции.
При этом в 2022 году операторы связи подняли цены в среднем на 10%, по данным экспертов опрошенных Forbs, без препятствий со стороны. Это входило в меры гос. поддержки и обосновано ростом стоимости оборудования.
Выводы
Таким образом, телекомы выглядят как одна из немногих отраслей, которые чувствуют себя стабильно в кризис. Тарифы индексируются ниже уровня инфляции, но тем не менее частично это нивелирует негатив от увеличения кап. затрат и поддерживает стабильный денежный поток. В итоге компании сохраняют возможность платить дивиденды. МТС и Ростелеком сохранили дивиденды по итогам 2021 г. Вероятно, не стоит рассчитывать на следующую выплату в этом году, но тем не менее компании имеют возможность обеспечить выплату по итогам 2022 г. Особенно актуальным считаем это для МТС — так как бОльшая часть проектов мажоритарного акционера АФК Система финансируется за счет дивидендов компании.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Светланой Дубровиной