Потребительский сектор: как обстоят дела со спросом

Ускорение динамики расходов потребителей на все категории товаров и услуг, которое наблюдалось в январе и первую неделю февраля, не продолжилось в последующие недели (по данным Sberindex). В феврале рост расходов в среднем составил 4,8% г/г против роста на 6,5% г/г в январе. При этом в первую неделю марта (28 февраля – 5 марта) траты потребителей на все категории товаров и услуг снизились на 9,2% г/г. Чем обусловлено снижение и как обстоят дела с потребительским спросом сейчас — читайте в этой статье.

Снижение потребительских расходов на неделе с 28 февраля по 5 марта обусловлено влиянием высокой базы в аналогичном периоде в 2022 году, на который выпал всплеск потребительских расходов на фоне паники (люди закупались впрок и делали ранее отложенные покупки на росте курса доллара и в ожидании дефицита некоторых товаров после введения санкций).

Высокая база прошлого года продолжит влиять на расходы на продовольствие. C конца февраля-начала марта 2022 года инфляция ускорилась, и этот фактор поддерживал двухзначную динамику расходов на продовольствие в течение полугода, постепенно ослабевая по мере того, как снижалась покупательская способность. Поэтому для этой категории трат высокая база предыдущего года продолжит играть роль в ближайшие месяцы. Динамика расходов на продовольствие и доходов продовольственных ритейлеров будет замедляться и, следовательно, — LFL-продажи «Магнита», X5 Retail и пр.

В расходах на непродовольственные товары мы увидим обратный эффект c конца марта и в начале апреля. Динамика будет улучшаться на фоне низкой базы прошлого года. После всплеска покупок в конце февраля и в начале марта 2022 года на фоне роста курса доллара и ожидания дефицита потребители резко сократили расходы на товары не первой необходимости в конце марта-начале апреля из-за высокой неопределенности в экономике и постепенного снижения покупательской способности.

Что происходит с потребительским спросом? Несмотря на то, что, по данным опроса инФОМ, отмечалось улучшение потребительских настроений и рост процента людей, готовых к дорогим покупкам в настоящий момент времени (по сравнению с мартом 2022 года и сентябрем/октябрем 2022 года), по факту мы видим, что спрос остается сдержанным (по данным Sberindex, до начала действия эффекта высокой базы прошлого года). Например, в первые три недели февраля, да и в январе, когда наблюдалось ускорение общих потребительских расходов, расходы на бытовую технику и электронику (дорогие товары не первой необходимости) продолжали демонстрировать двухзначную негативную динамику, как и в предыдущие десять месяцев, начиная с апреля 2022 года.

Причем потребитель экономичен не только в покупках не первой необходимости, но и при выборе продуктов питания. Из общения с некоторыми food-ритейлерами мы сделали вывод, что среди потребителей сохраняются тенденции к переходу на более дешевые марки или уменьшению количества товаров в корзине с целью экономии (так называемый эффект trading down, в результате которого замедлились темпы роста LFL всех ритейлеров в 4 кв. 2022 г.).

Светлана Дубровина, Senior Analyst

 

10:42
27226
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!