Потребитель остается сильным благодаря рекордному росту зарплат

В очередном аналитическом обзоре мы говорим о ситуации, которая сложилась в потребительском секторе в последние месяцы. На фоне растущих зарплат темпы потребительских расходов остаются устойчивыми. Что будет с трендом дальше, куда идут свободные деньги населения и какие компании выигрывают в таких условиях – читайте дальше в статье. 

Потребительские расходы продолжают расти двузначными темпами…

— По данным Sberindex, расходы на все виды товаров и услуг в сентябре в среднем выросли на 14% г/г против прироста на 13% г/г в августе и 14% г/г в июле. В реальном выражении (с учетом инфляции) расходы в сентябре показали рост на 6% г/г против прироста на 4% г/г в августе и на 5% г/г в июле. В первые две недели октября рост расходов по всем категориям составил 15% г/г, по непродовольственным товарам – 13% г/г, по продовольствию – 15% г/г, немного ускорившись со средних уровней за сентябрь.

— Индекс реальных потребительских расходов на непродовольственные товары достиг максимального значения с февраля 2022 г. (с докризисного уровня). В сентябре значение индекса составило 118.8 пунктов против 116.9 п. в августе и 116.6 п. в феврале 2022 г.

photo-2024-10-22-17-59-55.jpg

... в результате рекордного роста заработных плат...

— По данным Sberindex, медианная заработная плата по всем отраслям в августе выросла на 17,5% г/г, до 59,3 тыс. руб., снизившись с 63,2 тыс. руб. в июле (+21% г/г) и 65,4 тыс. руб. в июне (+20% г/г). Замедление динамики зарплат — первый признак охлаждения рынка труда. Исторически подстройка российского рынка труда осуществлялась через зарплаты, а не через изменение безработицы.

— Все это на фоне рекордно низкой безработицы на уровне 2,4%, который держится третий месяц подряд. По данным индекса HeadHunter, в сентябре значение индекса составило 3.6 п. против 3.5 в августе и 3.4 п. в июле. Это сигнализирует о том, что на рынке сохраняется заметный дефицит соискателей. При этом индекс растет с июня (чем выше значение, тем ниже дефицит).

... что сказывается на потребительских настроениях

— Индекс потребительских настроений в сентябре остался вблизи максимумов 2012–2023 гг. Его значение составило 105.2 пункта. Индекс текущего состояния составил 93.1 пункта. Входящие в него оценки изменения личного материального положения за последний год и оценки благоприятности текущего момента для совершения крупных покупок почти не изменились.

— Индекс ожиданий составил 113.3 п. Повысились оценки изменения экономических условий в стране в ближайший год, ожидания изменения личного материального положения на год вперед не изменились, снизились оценки экономических перспектив страны на 5 лет вперед.

При этом доля тех, кто предпочитает откладывать свободные деньги растет

— По данным инФОМ, доля опрошенных, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров возросла до 53,8% (против 51,5% в августе), хотя и оставалась ниже среднего значения за период с 2016 г. (54,2%). Респонденты чаще сообщали, что предпочитают хранить деньги на счете в банке. Доля таких ответов среди всех опрошенных составила 43% (против 42% в августе).

Наш взгляд

Дефицит рабочей силы сохраняется и вероятно, сохранится в ближайший год, а значит, продолжится тренд на опережающий инфляцию рост зарплат. При этом из-за ухудшения маржи компании уже ищут способы сэкономить: откладывают новые проекты, сокращают сотрудников на неэффективных направлениях. Эти действия охлаждают рынок труда, в результате превышение темпов роста зарплат над инфляцией со временем будет сокращаться.

Потребительский спрос по-прежнему остается сильным благодаря растущим реальным зарплатам, из-за чего увеличиваются расходы в реальном выражении. Их динамика в дальнейшем будет также поддерживаться зарплатами, но сдерживающими факторами могут послужить замедление роста доходов и ужесточение кредитных условий.

В текущих макроусловиях более надежными выглядят бизнесы, близкие к потребителю. Пока большинство B2B корпораций и экспортеров падают по марже из-за роста заработных плат, ориентированный на потребителя бизнес имеет возможность перекладывать в цену растущие издержки, сохраняя маржу (в случае если он не проигрывает конкуренцию в рамках своей ниши).

Степан Репин, аналитик Invest Heroes

 

11:37
58117
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!