Что дала США их крупнейшая госкорпорация
Ноксвилл, Теннесси. 15 августа. FINMARKET.RU - Всю весну и все лето российские чиновники спорили, как правильно развивать Дальний Восток - самый удаленный и отсталый макрорегион страны. В июле выяснилось, что Министерство развития Дальнего Востока работает неэффективно, а корпорацию развития создавать слишком долго, а может быть, вообще уже не имеет смысла.
Между тем, в мае этого года 80 лет исполнилось крупнейшей американской госкорпорации территориального развития - Tennessee Valley Authority, созданной в 1933 году президентом Франклином Рузвельтом. Корпорация работает и сегодня, но ее лучшие дни пришлись на середину прошлого века, когда в долине реки Теннесси за государственный счет был создан мощнейший гидроэнергетический кластер, изменивший облик этих некогда патриархальных аграрных райнов юга США.
"Хлопковый" Юг после отмены рабства превратился из центра культуры и торговли в депрессивную и отстающую часть страны. Отток населения, расовое неравенство и природные катаклизмы разрушали южные штаты задолго до Великой депрессии, но именно она стала толчком для создания госкорпорации по их развитию.
- Южные штаты - Алабама, Миссисипи, Теннесси, Кентукки - после Гражданской войны 1861 - 1865 годов стали приходить в упадок: прежний хозяйственный уклад погиб вместе с институтом рабства, а новый так и не появился.
- В начале XX века южные штаты начали покидать чернокожие - около миллиона человек переехали в Чикаго, Огайо, Нью-Йорк в поисках работы и равенства.
- В 1927 году Великое наводнение на Миссисипи - самое страшное наводнение в истории США - уничтожило дома 700 тысяч американцев и до предела обострило расовый вопрос: печально прославилась Гринвильская дамба, на которой белые спасатели "забыли" несколько десятков черных семей.
- Наводнение дало толчок второй волне миграции - южные штаты покинули еще миллион чернокожих.
- Затем началась Великая депрессия, и экономика штатов, в которых остались жить только бедные белые и бедные черные фермеры, замерла.
18 мая 1933 года - спустя всего четыре месяца после своей инаугурации - 32-й президент США Франклин Рузвельт подписал Tennessee Valley Authority Act of 1933. Он учредил полностью государственную body corporation (корпорацию по управлению имуществом), все девять членов Совета директоров которой назначались президентом США по согласованию с Конгрессом.
- Экономику долины реки Теннесси собирались модернизировать с помощью целого ряда крупных инфраструктурных проектов: создания электростанций, строительства дорог и каналов.
- Это одна из самых крупных и известных программ территориального развития в истории США. Она была запущена в 1933 году, в 1950-1955 годах на пике финансирования на одного жителя TVA приходилось $750 - это 10% доходов домохозяйства.
- Тогда же в регионе быстрей всего росла занятость, причем и в сельском хозяйстве, и в промышленности.
- В 60-х годах трансферты начали сокращаться, а с ними и занятость в сельском хозяйстве. При этом рабочие места в промышленности продолжали появляться, или расти, что помогло повысить общий уровень жизни в регионе.
- Инвестиции в TVA увеличили производительность в регионе в целом на 0,3%. Это прямой эффект от строительства инфраструктуры.
Патрик Кляйн и Энрико Моретти из Университета Беркли изучили историю и подвели экономические итоги работы Tennessee Valley Authority.
Как модернизировали долину Теннесси
- TVA - это федеральная корпорация, которую учредил Конгресс в 1933 году. Целью новой корпорации были инвестиции в долину и ее быстрая модернизация.
- В долину реки Теннесси входит 163 округа из различных штатов: практически весь Теннесси, а также значительная часть Кентукки, Алабамы и Миссисипи.
Долина реки Теннесси
- В рамках проекта было построено несколько гидроэлектростанций, навигационный канал длиной в 650 миль, расширено железнодорожное сообщение. Были построены новые школы и системы контроля за уровнем воды.
- Строительство электростанций помогло сельскохозяйственному региону развить промышленное производство. Компании благодаря дешевой электроэнергии потянулись в регион.
- С 1934 по 2000 годы на проекты TVA было направлено $20 млрд. 73% этих средств было потрачено с 1940 по 1958 год. Именно в этот период была создана большая часть инфраструктуры. После Второй Мировой Dойны TVA стала главным поставщиком электричества в США.
- C 1950-1955 годах трансферты федерального правительства в расчете на одного жителя составили $150 в год. Типичное домохозяйство состояло из пяти членов, средний трансферт составлял около $750 в год - это 10% среднего дохода домохозяйства.
В период Второй мировой войны инвестиции в TVA были особенно большими
- В 1959 года Конгресс решил, что система электростанций TVA должна сама себя окупать. Затем общий объем инвестиций значительно сократился.
- Округа, входящие в TVA, в целом были менее развиты, чем другие части страны.В 1930 году регион TVA зависел от сельского хозяйства. В регионе практически не было иностранных иммигрантов, уровень грамотности и урбанизации в регионе был ниже, чем в целом в США.
- TVA - одна из многих подобных корпораций в США, но не все они были так успешны.
Как TVA повлияла на местную экономику
Экономисты решили измерить эффективность TVA. Многие эксперты критикуют ее за неэффективность, что, по мнению Кляйна и Моретти, не совсем обосновано. Кляйн и Моретти сравнили экономические показатели TVA с остальной экономикой США, с другими южными округами, а также с другими подобными программами.
- В 1940-2000 годах заметна существенная разница в развитии штатов, где работала TVA, и других регионов США.
- TVA привела к существенному сдвигу в структуре экономики региона: доминирующей отраслью стало не сельское хозяйство, а промышленность. Например, занятость в промышленности росла быстрее, чем в сельском хозяйстве.
- При этом программа не привела к существенному росту зарплат в промышленности: это связано с динамикой американского рынка труда. В ответ на рост зарплат в регион приезжали новые работники. Субсидии не повлияли и на рост рынка недвижимости.
- Доход домохозяйств из долины реки Теннесси рос быстрее, чем в других похожих регионах. Все большей людей работало в промышленности, где зарплаты были выше.
- При этом экономисты так и не смогли найти признаки влияния работы TVA на другие регионы.
- Пик развития региона TVA пришелся на 1940-1960-е годы& В регионе бурно строилась транспортная инфраструктура и росло предложение электроэнергии - больше такого в США не происходило. В 1960-2000-е годы трансферты в регион резко снизились.
- В первый период темпы роста за 10 лет занятости и в сельском хозяйстве, и в промышленности были на 10,6-11,9 п.п. выше, чем в США в целом и в других южных регионах. В этот же период бурно рос выпуск промышленности и сельского хозяйства.
- Когда субсидии стали меньше, рост занятости в сельском хозяйстве серьезно замедлился: темпы роста были на 13-16 п.п. ниже, чем в целом по США и в южных штатах.
- Рост занятости в промышленности при этом все равно был выше: на 3,3 п.п. выше, чем в целом по США, а также на 3,5 п.п. выше, чем в других южных регионах, и на 3,2 п.п. выше, чем в регионах, где были предложены аналогичные программы.
Прямой эффект от TVA на лицо: программа запустила быструю индустриализацию региона. Рабочие перешли из сельского хозяйства в промышленность и стали получать большие зарплаты.
Правда, эффект от программы постепенно начал сходить на нет по мере того, как инфраструктура, построенная в рамках программы теряла свою ценностью - окончательно этот процесс завершился к началу 2000-х годов.
Экономике США TVA не сильно помогла
Вопрос в том, смогла ли программа позитивно повлиять на экономику США, то есть увеличить доходы населения и выпуск экономики. Возможно, просто один регион бурно развивался за счет упадка другого? Экономист проанализировали динамику производительности труда в США. Она может увеличиться благодаря развитию инфраструктуры или с помощью эффекта агломерация. Первый эффект прямой, а второй - косвенный.
Для этого они представили модель экономики каждого округа - это маленькая открытая экономика, цены в которой зависят от внешнего рынка. Каждая подобная экономика использует капитал и труд для производства продукции.
Производительность труда местных фирм зависит от уровня развития инфраструктуры и эффекта агломерации, например, в регионе сосредоточены технические компании, которые обмениваются опытом друг с другом. Эффект агломерации может влиять по-разному на занятость в регионе и секторе, обычно с определенным временным лагом.
В целом обычно эти два эффекта дополняют друг друга: благодаря развитию инфраструктуры создается агломерация, которая значительно повышает занятость и производительность труда. Однако занятость может увеличиваться за счет других регионов, в которых экономическая политика правительства привела не к росту, а к спаду.
Фактически экономисты проанализировали влияние TVA на каждый регион США, суммировали его и посчитали общее влияние.
- Рост плотности промышленных рабочих на одного рабочего на кв. милю в регионе с небольшой плотностью населения увеличивает спрос на рабочую силу на 8,7%.
- Аналогичный рост в округе со средней плотностью населения увеличивает спрос на рабочую силу на 3%. Подобный рост в округе с высокой плотностью населения спроса на рабочую силу не увеличивает.
- Таким образом, меры по стимулированию развития промышленности более эффективны в регионах, где промышленная база не сильно развита.
- TVA в период 1930-1960 годах увеличила производительность труда в региона на 8,4%. После сокращения финансирования программы, инфраструктура начала устаревать, экономический эффект оказался негативным.
- Общие выгоды от TVA составили $22-32,3 млрд в зависимости от эластичности рабочей силы. Это больше, чем бюджетные трансферты, которые составили $17,3 млрд.