Игра с огнём в нефтеносных заливах

6-й флот ВМС США в Средиземноморье готовит охоту на российские танкеры


Американцы уже отсекли Иран от снабжения воюющей сирийской армии топливом. РФ — на очереди

В минувшую среду пять иранских катеров, принадлежащих Корпусу стражей Исламской революции, попытались захватить в Персидском заливе британский нефтяной танкер British Heritage. По данным CNN, когда британский танкер выходил из Персидского залива и входил в район Ормузского пролива, к нему приблизились иранские катера и потребовали изменить курс.

В ответ сопровождавший судно фрегат Королевского флота HMS Montrose навел орудия на катера КСИР и призвал их отступить.

Обращает на себя внимание тот факт, что этот инцидент произошел спустя неделю после того, как британцы в Гибралтарском проливе захватили иранский нефтяной танкер, следовавший в Сирию. Судя по всему, персы попытались ответить, но наткнулись на расчехленные английские пушки…

Похоже, многолетняя война в Сирии грозит приобрести новое, еще более опасное качество. Западные союзники в борьбе с Башаром Асадом переходят к новой стратегии. Боевые машины сирийских военных, добивающие боевиков на севере страны, в ближайшие месяцы должны остановиться из-за полного отсутствия топлива. С точки зрения США и их союзников, для этого следует как можно скорее перекрыть маршруты поставки нефти и нефтепродуктов в эту страну.

По сути, таких маршрутов осталось всего два: из Ирана и России. И захват в Гибралтаре британским спецназом 4 июля 2019 года шедшего под панамским флагом супер танкера Grace 1 с грузом сырой нефти для Сирии, — лишь первый шаг на этом очень рискованном пути.

Более того. Не исключено, что вскоре американцы попытаются так же поступать и с нефтеналивными судами РФ, которые через черноморские проливы тоже весьма активно везут в воюющую Сирию нефть, бензин и дизельное топливо из нашего Новороссийска. В том числе — и для нашей авиационной группировки на российской военной базе Хмеймим и для постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Тартусе. Потому что в Пентагоне уверены: немалая часть этого топлива перепадает и бойцам Асада.

Будьте уверены: если в Средиземном море корабли 6-го флота ВМС США, а также их союзники и в самом деле решатся взять на абордаж хотя бы и один российский танкер — в Средиземном море мало не покажется никому.

Примерно так в статье, на днях опубликованной американским изданием Bloomberg, рассуждает Джулиан Ли, в недавнем прошлом — старший аналитик Центра глобальных энергетических исследований Соединенных Штатов. Он, в частности, пишет: «У сирийского правительства есть два крупных нефтедобывающих друга — Иран и Россия. Поскольку маршруты для первого, очевидно, закрыты, возможно, придется повернуть ко второму. Это представляет новый ряд потенциальных рисков. Захватить иранский корабль в Гибралтарском проливе — это одно. Остановка российского судна в Эгейском море — совсем другое дело».

Вообще-то (по сведениям Bloomberg) с точки зрения логистики каналы получения топлива с внешних рынков для Дамаска на сегодня выглядят так. По сухопутью — полный облом. Вот что пишет по этому поводу Джулиан Ли: «Союзники США контролируют большую часть нефтедобывающей территории в самой Сирии, в то время как американские силы оседлали большую часть переходов из Ирака в Сирию, которые могли быть использованы для создания сухопутного маршрута для иранской продукции».

По существующим в регионе трубопроводам сирийцам тоже не получить ни тонны. Владельцы трубопровода СУМЕД, проходящего по земле Египта и соединяющего Красное и Средиземное моря, снабжать режим Асада из-за санкций отказываются. Естественно, тем более подобное невозможно по параллельно проложенному трубопроводу Эйлат-Ашкелон через Израиль.

Для Асада остается всего одна «дорога жизни» — морским транспортом. От основного поставщика для этой страны — Ирана — такой маршрут короче всего — вокруг Аравийского полуострова через Красное море и Суэцкий канал. Это всего около 4100 миль. Что прежде было вполне приемлемо и для Дамаска, и для Тегерана. В период с 2016 по 2018 год по этому маршруту ежедневно в Сирию от персов поступало порядка 50 тысяч баррелей нефти, которую во всем мире недаром называют «кровью» любой войны.

Чтобы поставки были бесперебойными, Асад даже передал в фактическое управление Ирану свой важнейший средиземноморский порт Банияс, расположенный как раз посередине между российскими базами Хмеймим и Тартус.

Впрочем, Банияс интересен персам не только расположенным в нем нефтеперерабатывающим заводом, мгновенно превратившемся в стратегический объект для Дамаска. Давно идут разговоры, что персы намерены развернуть в этом городе собственную военно-морскую базу. Первую на Средиземноморье. Чтобы вместе со стоящими неподалеку российскими боевыми кораблями и самолетами оттуда создавать более весомый ракетный противовес 6-му флоту ВМС США.

Естественно, американцы не намерены за всем этим безропотно наблюдать. Сначала все суда, замеченные в перевозке нефти для Сирии через Суэцкий канал, были включены в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США. Как следствие — в ноябре прошлого года иранский супер танкер Suezmax Sea Shark, до краев загруженный нефтью для порта Банияс, привычно прошел Красным морем и запросил разрешение на проход Суэца в Средиземноморье. Однако послушные Западу египтяне дали экипажу от ворот поворот.

Далее (по данным Bloomberg) супертанкер на якорях простоял у египетского побережья не много, ни мало — пять месяцев. В апреле 2019-го он снова сделал попытку пройти каналом, но снова был безжалостно развернут Каиром.

Таким образом, пару-тройку месяцев назад надежная прежде бензиновая «дорога жизни» для Асада тихо скончалась. Что наверняка самым губительным образом сказалось на исходе операций сирийских войск в Идлибе против остатков бандитствующих исламистских радикалов.

Что оставалось Дамаску и Тегерану? Торить для нефтяных потоков новую, хотя и страшно невыгодную экономически дорожку вокруг Африки. Потому что из Персидского залива вокруг Африки до Сирии — 14 500 миль. Против, напомню, 4100 миль через Суэц. Иначе говоря — маршрут удлиняется более, чем втрое. Но иного пути у союзников просто не было.

Вот первым через Гибралтар в дальнюю дорогу в начале лета и был снаряжен супер танкер Grace 1, задержанный британским спецназом в Гибралтаре 4 июля. О важности такой операции для Лондона и Вашингтона свидетельствует тот факт, что задолго до подхода к Гибралтару за иранским судном следил большой разведывательный корабль HMS Echo ВМС Ее Величества. На входе из Атлантики в Средиземное море с его борта был поднят вертолет с отлично вооруженными морскими пехотинцами, которые быстренько взяли абсолютно гражданский Grace 1 под контроль. И вместо Банияса отконвоировали его поближе к европейским судебным инстанциям.

Дальше последовали одобрительные возгласы от официального Вашингтона. И форменная истерика в Тегеране. Иран пригрозил в ответ силой оружия захватить в океане что-нибудь британское. Лондон к этому отнесся крайне серьезно. Собственные танкеры в Персидском заливе Королевские ВМС отныне конвоируют эсминцами и фрегатами.

Словом — ситуация в очень динамичном развитии. Но в сухом остатке пока одно — топливная петля на шее Асада и его армии затягивается все туже. Что прикажете делать Дамаску без иранской нефти?

Похоже, поставки из России остаются единственным реальным выходом. Не обязательно именно официальному правительству Сирии, чтобы не дразнить Запад. Можно — под видом тылового обеспечения наших военных баз в Хмеймим и Тартусе. Как проверить, куда оттуда умчатся бензовозы и железнодорожные цистерны?

Вполне естественно, что такую возможность в США, как минимум, обсуждают. И тогда обсуждают степень риска при попытке остановить российские танкеры, идущие в Средиземное море из Новороссийска. Возможно ли хотя бы с одним из них поступить так же, как с иранским Grace 1?

Я бы не стал с ходу отвергать такую вероятность. Вот же семь лет назад — 19 июня 2012 года — у берегов Шотландии теми же британцами уже был задержан сухогруз «Алаид», следовавший из Калининграда в Сирию. Поводом для задержания стало сообщение британских спецслужб о перевозе судном отремонтированных вертолетов Ми-25 для армии Башара Асада.

Наши противники на Западе действовали просто, но юридически безупречно: страховая компания Standard Club по формальным причинам отозвала страховку судна, что сделало его заход в международные порты незаконным. Пришлось нашему «Алаиду» не солоно хлебавши возвращаться в Мурманск.

Собственно, чтобы убедиться, что Москва с началом нашей операции в Сирии ни дня не исключает возможности перехвата российских судов кораблями НАТО следует вспомнить некоторые детали создания знаменитого «сирийского экспресса».

В 2015 году и несколько позже его основу составляли почти исключительно большие десантные корабли (БДК) ВМФ РФ, которые пришлось стягивать к Ближнему Востоку со всех флотов. А все почему? Потому что в мирное время вооруженный захват одного военного корабля другим практически означает объявление войны. Тогда как силовой перехват гражданского судна за разные правонарушения — обычная практика во всем мире. За нарушение международных санкций — в том числе.

Какой выход нашло наше руководство, чтобы «сирийский экспресс» работал бесперебойно? Были спешно куплены и отремонтированы ржавые турецкие сухогрузы, а также один бывший «украинец» («Георгий Агафонов»). Которые мгновенно получили вполне русские имена «Двиница-50», «Кызыл-60», «Вологда-50», «Казань-60» и т. д. Но главное — над каждым из них был поднят Андреевский флаг российского вспомогательного флота. Несмотря на отсутствие оружия и полностью гражданские экипажи, это сделало их частью ВМФ России. И гарантировало свободный проход в Сирию.

Поскольку сегодня мы ведем речь именно о поставках нефти и нефтепродуктов из России в Сирию — совершенно ясно, что американский 6-й флот ни за какие коврижки не станет останавливать танкеры Черноморского флота — «Иван Бубнов», «Имам», «Койда», «Дон» и другие. Однако не все они на ходу. А оставшихся может и не хватить для тылового обеспечения затянувшейся войны в Сирии. Тогда для этого дела придется привлекать и гражданских моряков. Вот их-то и могут американцы «тормознуть» на выходе из Дарданелл.

В таком случае опыт «сирийского экспресса» может нам очень пригодиться. Часть танкеров Министерству обороны придется экстренно покупать у обычных судоходных компаний. Наших и зарубежных. И срочно украшать их мачты Андреевскими флагами. В качестве оберегов от всяческих невзгод на пути к Сирии.

На глазах затягиваемая Штатами топливная удавка на шее Асада не позволяет, на мой взгляд, медлить с такими покупками.

00:10
4883
+7
Нет комментариев. Ваш будет первым!