Россия может грозить США отказаться от доллара, но не нашим хилым рублем
Ни одна страна в мире не горит желанием расшатывать мировую финансовую систему
Переход на национальные валюты в торговых расчетах тормозится из-за глобальной исторической роли валюты США как самой ликвидной денежной единицы мира. Об этом 31 июля заявил представителям СМИ директор департамента Минфина по контролю за внешними ограничениями Дмитрий Тимофеев.
Отказываться от доллара во взаиморасчетах с торговыми партнерами, по его мнению, необходимо для того, чтобы, с одной стороны, нивелировать возможность США вмешиваться в экономические связи третьих стран, а, с другой стороны, исключить возможность попадания информации о банковских транзакциях к американским властям. Это, среди прочего, похоже, предполагает неиспользование системы передачи финансовых сообщений SWIFT, угроза отключения России от которой, как и угроза вторичных санкций против коммерческих банков за взаимодействие с подсанкционными лицами из американского списка SDN, периодически возникает с 2014 года.
«Подключение к долларовой банковской системе дает возможность торговать практически со всем миром, потому что почти во всех странах есть развитая система корсчетов в долларах. Такой системы корсчетов нет ни у рубля, ни у юаня, ни даже у евро», — процитировал чиновника портал РБК. Однако, по его словам, на пути дедолларизации, на который торжественно Россия встала еще в прошлом году, возникают серьезные проблемы.
Во-первых, у коммерческих участников мало собственных стимулов отказываться от доллара, а без поддержки стран-партнеров, в одиночку, этого сделать невозможно. Во-вторых, на сегодняшний день все наиболее ликвидные валютные пары включают доллар. А при торговле в парах, не включающих доллар, он все равно присутствует как валюта-посредник: денежные единицы меняются не напрямую, а каждая через доллар.
«СП» поинтересовалась у экспертов, как скоро смогут российские монетарные власти преодолеть эти препятствия.
— Год назад отношения России и США сильно ухудшились, и тогда в качестве инструмента воздействия на Америку наши власти и предприняли попытку сократить долю доллара в отечественной экономике. При этом, соответственно, заявив, что перейдут на российский рубль. Однако это заявление носило чисто политический характер, в реальности же от доллара Россия отказаться пока никак не может, — констатировал эксперт-экономист Леонид Хазанов.
«СП»: — Почему? Что мешает рублю стать такой же резервной валютой?
— По ряду вполне объективных причин. Во-первых, доллар — это мировая резервная валюта, и ее используют фактически все страны мира, включая Китай. Во-вторых, собственные сбережения россияне предпочитают хранить именно в долларах.
В-третьих, рубль — валюта слабенькая. И когда я слышу, как наш министр экономического развития Орешкин говорит о том, что рубль как валюта недооценен, мне все время хочется спросить — а почему он так считает? У нас что, экономика сильнее американской? Ничего подобного! Так что от доллара нам не избавиться.
«СП»: — А как же активная скупка золотых резервов и освобождение от налога на добавленную стоимость операций по привлечению драгоценных металлов во вклады не только юридических, но и физических лиц? Неужели тоже провал?
— Таким образом власти просто пытаются сократить количество денег, тех же долларов, находящихся у граждан «в чулках». Ведь законодательно так устроено, что выгодно покупать слиток золота, находящийся на так называемом обезличенном металлическом счете: тогда слиток не покидает пределы банка. Крупнейшими же продавцами золота у нас являются именно госбанки.
Но дело в том, что не у всех граждан имеются возможности покупать золото в силу определенных особенностей этого процесса. Это во-первых. А, во-вторых, где гарантия, что в один прекрасный день банк не откажется менять приобретенный металл на наличность? Тогда как с долларом этот вопрос легко решается в любом ближайшем обменнике.
«СП»: — При каких условиях отказ от доллара в нашей экономике все-таки возможен?
— Вспомним Римскую империю. До того момента, пока она не стала разваливаться, ее сестерций был резервной валютой для ее колоний. И перестал котироваться только тогда, когда Римская империя перестала быть таковой. Та же история произошла и с Великобританией. Как только она перестала существовать как империя, фунт потерял свое значение. Так что, пожалуй, от американского доллара мы сможем отказаться лишь тогда, когда США аналогичным образом рухнут как держава сразу и в экономическом, и в политическом планах. И пока этого не произойдет, доллар, скорее всего, так мировой резервной валютой и останется.
«СП»: — То есть условия, при которых рубль если не займет место доллара в мировой экономике, то хотя бы приблизится к этим позициям, не наступят никогда?
— Эти условия могут сложиться только в том случае, если в России начнется продолжительный экономический рост. Который приведет к тому, что инвестиции начнут приходить, а не убегать, когда компаниям будет интересно вкладываться в нашу страну. Пока же этого нет, пока мы видим стагнацию экономики, а предпосылок для ее роста — нет. И, похоже, мы еще не достигли дна, а только приближаемся к нему.
Поэтому попытка дедолларизации фактически провалилась. Никто не отказался от американской валюты. И можно как угодно регулировать валютные операции, вводить лимиты, люди все равно от его использования не откажутся, особенно при той инфляции, какая есть сейчас.
— Мировая экономика, — подхватил тему директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков, — сейчас строится на том, что доллар является основной валютой для сбережений. Просто потому, что у него хорошая кредитная история. Все те доллары, которые были выпущены с момента создания этой валюты, они будут приниматься на территории США. Попробуйте-ка это сделать с любой другой валютой в мире.
Между тем, когда у нас в 1993 году вводился в обращение российский рубль, то его курс к доллару на то время составлял примерно 1000 к 1. А с учетом последующей деноминации курсовая стоимость рубля по отношению к доллару снизилась еще в 65 раз.
Так что закат доллара происходит только в глазах президента и его окружения, включая товарища Глазьева. И больше никто в мире не проводит политику дедолларизации, потому что нельзя пилить сук, на котором сидишь. А Россия это делает, причем с удовольствием. Например, перекладываясь из доллара в тот же юань, мы не отдаем себе отчета в том, что теряем при этом сумму, сопоставимую с нашим ежегодным бюджетом на здравоохранение.
«СП»: — Издержки так высоки?
— Это не издержки, это, пардон, идиотизм! Нельзя делать того, чего делать нельзя. Россия пытается торговать условными тугриками, а все остальные от них отказываются, потому что никто не знает, что с этими тугриками потом делать. Характерный пример — еще до того, как занять президентское кресло, российский премьер-министр Дмитрий Медведев продал Венесуэле вооружение на 4 миллиарда долларов. Но расчеты производились в венесуэльских боливарах. Вопрос — сколько теперь стоят эти боливары? Да абсолютно нисколько.
Подобных креативных идей может быть много, но перед их реализацией неплохо бы подумать, что полезно для экономики и ее развития, а что нет. Например, взять и раскачать мировую финансовую систему, конечно, можно, но плохо от этого будет не США и Европе, а самой России.
«СП»: — Почему именно ей?
— Потому что российская экономика монокультурна. Которая ничего, кроме нефти и газа, по сути, не производит.
«СП»: — Но ведь логика властей такова, что если не раскачивать, то велика вероятность отключения России от международной системы SWIFТ, а это катастрофа…
— Никто нас по доброй воле отключать от этой системы не хочет и не будет. Для этого мы должны уж вообще чего-то такое невообразимое отчебучить. Мир заинтересован в росте торговли, в росте обмена всем, чем угодно. А Россия же, наоборот, пытается сейчас максимально замкнуться. ("Свободная Пресса")
на века- на не века, но за пару веков не было ни одной деноминации. У рубля, по-моему уже 7 их было. А ведь в Штатах была и Великая Депрессия, он даже отвязан от золота сейчас и т.д. Видимо, Бог помогает.
In God we trust: