Курс доллара: 85 после Нового года испортят и праздник, и зимние каникулы
Рубль застыл на развилке между нынешними уровнями и падением ниже минимумов 2016-го
Курс доллара, который подскочил до 67 в середине августа, в начале сентября снова начал снижаться и уже дошел до 64. В пятницу, 20 сентября, на Московской бирже за один «зеленый» давали 64,01 руб. Курс евро также упал с 74 до 70,55. Кажется, что если так пойдет и дальше, «деревянный» вполне может вернуться к июльским минимумам в 62 за доллар.
Некоторые эксперты на волне позитивных новостей уже начали давать оптимистичные прогнозы курса рубля до конца года. Так, генеральный директор ИК «Иволга Капитал» Андрей Хохрин считает, что нацвалюте вполне по силам укрепиться до 60−62 за доллар и 65−67 за евро.
По мнению эксперта, риски для отечественной валюты минимальны, зато есть целый ряд факторов, которые говорят в пользу укрепления. Отсутствие госдолга и «обнуление кредитного плеча» хоть и приводят к скромным экономическим успехам, делают рубль привлекательным инвестиционным объектом.
«Интерес к рублю обусловлен и жесткой монетарной политикой Банка России. Ключевая ставка, равная 7 процентам при инфляции, чуть превышающей 4 процента, может классифицироваться исключительно как завышенная. Мы живем в уникальной стране, где проценты по депозитам полностью покрывают инфляционные потери. Банк России борется за устойчивость национальной валюты и побеждает в своей борьбе», — комментирует курс доллара эксперт.
Впрочем, он называет и риски для курса «деревянного». Это падение стоимости нефти, усиление антироссийских санкций и самый реальный риск — «глобальная фондовая коррекция». Если перегретость основных мировых рынков приведет к жесткой просадке, с рублем это сыграет злую шутку. Инвесторы начнут выводить деньги из «тихих гаваней», к которым сегодня относится наш фондовый и валютный рынок. Однако этот риск сейчас отложен во времени, поскольку крупнейшие центробанки планеты смягчают денежно-кредитную политику, увеличивая ликвидность.
Как полагает Хохрин, «рублевые риски — все же не в повестке ближайших недель или месяцев. Тогда как процентные и долговые показатели отечественной валюты продолжают настраивать на ее дальнейшее укрепление».
Впрочем, далеко не все экономисты согласны с такими прогнозами и считают их излишне оптимистичными. А в случае с курсом рубля всегда лучше быть настороже. Главный аналитик Банка «Солидарность» Александр Абрамов полагает, что к концу года у рубля гораздо больше шансов упасть, чем вырасти. Причем если виток ослабления действительно начнется, он вполне может превзойти минимумы 2016 года.
— С начала 2016 года, когда были достигнуты минимумы курса рубля, и доллар превышал отметку в 80, наша валюта находится в своеобразном треугольнике. Есть снижающаяся траектория: рубль проходит через 80 за доллар в начале 2016-го, 70 — осенью и зимой прошлого года, и сейчас он в районе 64.
И есть повышающийся тренд, который идет через минимумы начала прошлого года в районе 56 за доллар. Затем 62,5 в июле этого года, и сейчас он подходит к 64. Соответственно, до конца года этот треугольник захлопнется, и рубль уйдет в одну из двух сторон: либо значительно укрепится, либо начнет ослабление. Вопрос в том, какой сценарий нас ждет.
«СП»: — Какой сценарий вы считаете более вероятным?
— Сейчас показатель странового риска по России (так называемый показатель CDS — кредитно-дефолтный своп по госдолгу) находится на минимумах с середины 2007 года. Даже в период высоких цен на нефть у нас этот показатель всегда был выше. Это значит, что рынок рублевого долга сейчас очень сильно перегрет, да и фондовый рынок тоже. Нефть стоит около 60 долларов за баррель, а наш фондовый рынок, если считать его в долларовом выражении РТС, стоит столько же, как в периоды, когда нефть торговалась вдвое выше, и не было никаких санкций.
С другой стороны, на американском фондовом рынке уже начинаются определенные процессы. На прошлой неделе на межбанковском рынке США резко выросла ставка по операциям РЕПО. Это значит, что начались проблемы с ликвидность. ФРС была вынуждена сначала предоставить ликвидность на 75 миллиардов долларов, сейчас речь о том, что сумма увеличится до 165. А к концу октября могут быть предприняты и более решительные меры.
Несмотря на то, что это по идее должно привести к укреплению рубля, если мы посмотрим на то, что происходило в прошлый раз, когда наблюдались подобные явления, а это было в 2007—2008 годах, мы увидим, что период укрепления был ограниченным. Зато потом началась сильная девальвация рубля.
Если кризис ликвидности на международных финансовых рынках будет нарастать, начнется бегство капитала из активов, которые росли все последние годы, то рубль сильно просядет.
Мое мнение в том, что ближе к концу года рубль выйдет из треугольника, в котором он находится последние четыре года, и начнет ослабление.
«СП»: — Насколько сильным может быть это ослабление?
— К концу этого года это могут быть уровни до 70−75 рублей за доллар. А к первой половине следующего года, если действительно начнется ослабление, мы превысим максимумы, которые наблюдали в 2016-м. Напомню, что тогда курс доллара превышал отметку в 80 рублей.
Ведущий эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский полагает, что до такого негативного сценария дело не дойдет, но и особых поводов для укрепления рубля не видит.
— Я не предвижу резких движений курса до конца года. Объясню почему. Сейчас сложилась уникальная система факторов, которые взаимно уравновешивают друг друга, если говорить о тройке больших валют — рубле, долларе и евро.
С одной стороны, ФРС США снизил ставку. Я смотрел выступление главы Федрезерва Джерома Пауэлла от начала до конца, и могу отметить, что его тон был довольно напуганным. Было видно, что его немного скинули с его «беговой дорожки». Это наводит на мысли, что ФРС и дальше будет предпринимать экстраординарные меры, и до конца года возможно еще одно понижение ставки.
Этот шаг традиционно отрицательно сказывается на валютах, в данном случае, на долларе. Пока что он еще держится, но это состояние, которое можно назвать «информационная контузия». Думаю, доллар будет слабеть, тем более что этого давно хочет Дональд Трамп.
Но, с другой стороны, у евро сейчас ситуация практически та же. На пост главы ЕЦБ приходит Кристин Лагард, которая ранее возглавляла МВФ. Она придерживается еще более мягкой политики, чем уходящий Марио Драги. Вообще-то ситуацию, когда у конкурирующих между собой стран есть желание все больше девальвировать свои валюты, чтобы извлекать выгоду в международной торговле, мы называем «валютными войнами».
В ближайшее время начнется мягкая фаза это валютной войны. Да и других причин для укрепления доллара нет. Ставки падают, а с ними и потоки иностранного капитала в США будут снижаться.
«СП»: — Разве рубль не может этим воспользоваться?
— У рубля есть своя минусовая история. Это конец года. В конце года исторически наша валюта никогда не укрепляется. Поэтому было бы странно прогнозировать это сейчас. Так сложилось, что в конце года рубль почти никогда не бывает дорогим.
Вот и получается такая странная ситуация, когда доллар слабый, евро вроде бы тоже слабый, а рубль слаб циклически. Хотя наша валюта могла бы подрасти, потому что нефть будет выше из-за ситуации в Саудовской Аравии. Думаю, мы далеки от завершения всей этой истории. Прогнозы о том, что через месяц все будет восстановлено, оказались преждевременными. Судя по фотографиям, так быстро все исправить не удастся, а это, на минуточку, 5% мирового производства.
Нефть будет расти, в нашем восточном полушарии возникнет дефицит предложения. Рубль, как правило, хорошо растет вместе с нефтью, если, конечно, ему не мешает Центробанк. Но я не думаю, что он будет мешать, так как валюты закуплено уже достаточно, и большие интервенции ЦБ не нужны.
Все валюты в большой тройке слабы. Поэтому я не знаю, что должно произойти, чтобы нарушить текущие уровни в 64 руб. за доллар, как вниз, так и вверх. Может быть, мы немного потеряем по отношению к евро, который может укрепиться до 73. Но в паре с долларом мы сейчас вполне сбалансированы.
Конечно, всегда есть тема новостей. Твиты ДональдаТрампа, ситуация в Персидском заливе — их нельзя списывать со счетов, поэтому колебания возможны. Но в целом нынешний курс доллара является равновесным, и я думаю, что он сохранится до конца года.