Еще один госбанк столкнулся с нехваткой валюты
По итогам регулярных валютных аукционов на прошлой неделе Федеральное казначейство закачало в банковскую систему дополнительно 600 млн долларов в виде депозитов сроком 12 дней.
Общий размер валютного финансирования, которое банки запросили из бюджета, достиг 1,1 млрд долларов - рекорда с конца января, следует из статистики ведомства.
Спрос на доллары от Минфина возник в середине июля и исходил со стороны одного крупного банка - только такие допущены к операциям с Казначейством, указывает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.
Сначала этому участнику потребовалось 100 млн долларов, в конце июля сумма возросла до 300 млн, а на конец августа достигла 500 млн долларов.
В сентябре с «паломничеству» за валютой из бюджета присоединился еще один банк: число участников аукционов выросло до двух, а общая сумма вливаний достигла 1 млрд долларов. В ответ на растущий спрос Минфин на прошлой неделе поднял лимит одной операции 500 до 600 млн долларов.
Потребность банков в валюте растет по мере того, как истощаются их собственные долларовые резервы. По итогам августа «валютная подушка» банковской системы - ликвидные активы за рубежом - сжалась на 35%, или 6,4 млрд долларов.
На 1 сентября у банков оставалось 12,1 млрд долларов свободной валюты - на такую сумму доступные им запасы ликвидных активов превышали обязательства перед клиентами по расчетным счетам.
Валюта выводилась со счетов в банках-нерезидентах и, скорее всего, конвертировалась в рубли, говорит Порывай. Это помогло поддержать российский валютный рынок, попавший под пресс иностранных инвесторов, которые, по данным ЦБ, продали 221 млрд рублей на рынке свопов и вывели 56 млрд рублей из облигаций федерального займа.
В целом по системе дефицита валюты пока нет, подчеркивает Порывай. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что банки продолжают размещать свободные доллары в сделки своп с Казначейством (1,5 млрд долларов в день).
Но если запасы продолжат сокращаться с такой же скоростью, «негативный эффект может проявиться на курсе рубля (более выраженное ослабление, чем наблюдалось ранее в этом году) и/или стоимости валютной ликвидности», добавляет эксперт.