О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2018 ГОД: ФНБ, ОФЗ, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО И ВАЛЮТНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ
Согласно закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», дефицит бюджета РФ в текущем году достигнет 1,27 трлн. руб. или 1,3% ВВП после дефицита в размере 1,4% ВВП в 2017 году (предварительная оценка Министерства финансов РФ). Одним из главных источников финансирования недостатка в бюджете в прошедшем году стал Резервный фонд, образованный в начале 2008 года путём разделения Стабилизационного фонда на 2 части – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). По состоянию на 1 января 2018 года Резервный фонд, все средства которого должны направляться на покрытие дефицита федерального бюджета, полностью исчерпан, и с 1 февраля фонд прекратит своё существование. Финансировать плановый дефицит в 2018 году будут за счёт средств ФНБ, а уже в 2019-2020 гг. государство вернётся к заимствованиям, как к главному источнику финансирования.
Остатки из Резервного фонда были выведены в декабре. Тогда Министерство финансов РФ реализовало $7,62 млрд., 6,71 млрд. евро и 1,1 млрд. фунтов стерлингов и направило полученный 1 трлн. руб. на покрытие дефицита федерального бюджета. С начала своего существования формирование фонда происходило за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта. При этом в случае превышения накоплениями уровня 7% от прогнозируемого ВВП на следующий год, «лишние» нефтегазовые доходы должны были направляться в ФНБ. Во время мирового финансового кризиса объем Резервного фонда сократился более чем на 80% - с сентября 2008 года по январь 2012 года показатель упал со $142,6 млрд. до $25,2 млрд. В течение последних 3 лет новый «нефтяной кризис» заставил направить еще 5,7 трлн. руб. средств Резервного фонда на закрытие дыры в бюджете.
Динамика объема средств Резервного фонда Источник: Министерство финансов РФ
Динамика объема средства Фонда национального благосостояния Источник: Министерство финансов РФ
По словам главы Министерства финансов Антона Силуанова, при ценах на нефть марки Urals выше $60 за баррель на валютные интервенции может быть направлено около 2,8 трлн. руб., то есть $49 млрд. по текущему обменному курсу. Поддержать стоимость нефти на текущих уровнях должно ноябрьское решение ОПЕК+ о продлении сроков соглашения об ограничении нефтедобычи до конца 2018 года. Текущее время достаточно выгодно для покупок иностранной валюты с точки зрения ограниченного влияния интервенций на курс рубля: применение нового бюджетного правила будет сдерживать чрезмерное укрепление российской валюты и, соответственно, поддержит экспортные доходы бюджета, в то время как положительный макростатистический фон в стране не позволит валютным интервенциям существенно ослабить рубль. По нашему мнению, в ближайшие месяцы рубль ждёт незначительный спад с текущих уровней до уровня 60 руб. за $1. В рамках федерального бюджета средний прогнозный курс валютной пары USD/RUB составляет 64,7 в 2018 году, 66,9 – в 2019 году и 68 – в 2020 году.
Некоторые ведомства более оптимистичны в своих прогнозах. Так в середине января Министерство экономического развития РФ выпустило обзор «Картина экономики». По оценкам ведомства, сохранение нефтяных котировок на текущих уровнях позволит федеральному бюджету закрыть год с профицитом на уровне 1% ВВП, а также пополнить ФНБ на ту же сумму в $50 млрд., о которой говорил глава Минфина. Однако текст федерального бюджета предполагает его дефицит в размере 1,27 трлн. руб. или 1,3% ВВП в 2018 году, дефицит в размере 819 млрд. руб. в 2019 году и 870 млрд. руб. в 2020 году. Кроме ФНБ, источниками финансирования «бюджетной ямы» станут государственные заимствования. С этой целью текущий бюджет предполагает повышение верхнего предела государственного внешнего долга почти на $20 млрд. до $71,6 млрд. на 1 января 2019 года (на 1 декабря 2017 года объем внешнего государственного долга РФ составлял $51,2 млрд.).
По итогам 2019 года верхняя граница будет повышена до $73,2 млрд. и вернётся к уровню $71,9 млрд. к концу 2020 года. Также расширены и предельные уровни внутреннего государственного долга в 2018- 2020 гг. до 10,5 трлн. руб., 11,4 трлн. руб. и 12,7 трлн. руб. соответственно (на 1 декабря 2017 года объем внутреннего государственного долга РФ составлял 9,1 трлн. руб.). Наращивать внутренний государственный долг Министерство финансов РФ будет через выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ), в том числе через выпуски ОФЗ-н, предназначенные для размещения среди населения.
Статистика размещения ОФЗ Министерством финансов РФ, млрд. руб. Источник: Министерство финансов РФ